Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Послушайте!..» (сборник методических материалов с аудиоприложением)


На современном этапе к школе предъявляются новым требования, предполагающие ориентацию образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей. В этой связи возрастает роль психологии в образовании. Учитель новой школы должен иметь психологическую подготовку и быть вооруженным не только некоторыми психологическими знаниями, но и психолого-педагогическими технологиями, ориентированными на развитие учащихся в процессе учебной деятельности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте наряду с личностным развитием и владением конкретными предметными компетенциями к учащимся предъявляются высокие требования и в плане коммуникативно-речевой культуры, что должно выражаться в умении ясно, четко, логично и ярко высказывать свои мысли. Но большинство современных школьников отличает чрезмерно торопливая или, наоборот, замедленная речь, невнятная дикция, тихий голос и невыразительная интонация, наличие большого количества «сорных» слов и психологические затруднения при устных ответах. При этом в современной школе имеет место тенденция замены естественного диалогического общения учителя с учениками письменными ответами на тесты, «общением» с компьютером, что, естественно, сужает коммуникативно-речевые возможности ребенка. Отмечается и дефицит научно-методических пособий коммуникативно-речевой направленности, обеспечивающих не только предметное, но и психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности школьников.

Немаловажной проблемой является и выбор того, ЧТО слушать. Современное речевое окружение, практически полностью состоящее из бытовой лексики, не дает возможности приучить ухо ребенка слышать красоту высокого стиля речи, полюбить поэзию и художественную литературу. Еще меньше представлено образцов, которые дают четкое представление о характеристиках звучащей речи: темпе, ритме, тембре, громкости, дикции, интонации.

Для формирования и развития коммуникативно-речевой компетенции учащихся современному учителю необходимо обладать знаниями и технологиями в области психологии речевого общения, публичного выступления, декламации. Этому может помочь использование в учебной и внеклассной работе со школьниками аудиозаписей выступлений не только известных актеров и ораторов, но и более близких по возрасту и понятных для восприятия учащихся выступлений их сверстников, обладающих хорошими декламаторскими и актерскими способностями. При прослушивании этих записей у школьников возникает понимание того, что развитие правильной, четкой, красивой речи доступно каждому.

С 2009 года конкурс чтецов среди учащихся 10–11-х классов образовательных учреждений Самары стал традиционным ежегодным событием городского масштаба. Конкурс проводится Самарским филиалом ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» совместно с МБОУ ДПО (ПК) «Центр развития образования городского округа Самара», Самарской городской общественной организацией «Развитие», Ассоциацией учителей русского языка и литературы.

Выступление лауреатов конкурса чтецов 2012 года было записано на Самарском радио, и по программе «Россия» вышла серия радиопередач с участием полюбившихся исполнителей, среди которых были не только старшеклассники, но и выпускники групп семейной логопсихотерапии, преодолевшие недуг заикания и подтвердившие реальность осуществления лозунга: «Каждый заикающийся может и должен стать оратором!» Вместе с победителями и призерами конкурса чтецов на радио выступали и участники студенческого «Театра Слова» под руководством Клары Саркисян, демонстрируя эталонные образцы грамотной, красивой сценической и ораторской речи.

Описание психолого-педагогических технологий работы с поэтическим словом в различных его аспектах – подготовка и организация конкурса чтецов среди старшеклассников, занятия студентов в «Театре Слова» и описание его репертуара и сценарии спектаклей, уроки преодоления заикания у детей, подростков и взрослых – стало содержанием сборника методических материалов «Послушайте!..», где также представлен опыт использования его аудиоприложения в работе с учащимися начальных классов с различными нарушениями речи по формированию у них навыков эффективного слушания.

Здесь даны и конкретные рекомендации по работе со сборником «Послушайте!..» и его аудиоприложением для учителей, учащихся и их родителей, что будет интересно для педагогов и психологов-практиков, методистов, воспитателей и организаторов внеаудиторной работы со школьниками и студентами.

Этапы реализации проекта

Подготовительный (апрель – май 2012 г.): подготовка и проведение ежегодного конкурса чтецов среди учащихся 10-11-х классов образовательных учреждений г.о. Самара; подборка материалов с лауреатами конкурса и участниками «Театра Слова» для записи аудиодиска.

Основной (сентябрь 2012 – май 2013): запись аудиодиска «Послушайте!..» на ВГТРК Радио России (Самара) и проведение серии радиопередач с участием победителей конкурса чтецов и артистов «Тетра Слова»; разработка методического сопровождения аудиодиска «Послушайте!..».

Заключительный (сентябрь – ноябрь 2013): издание сборника методических материалов «Послушайте!..» с аудиоприложением; проведение презентации данного сборника для учащихся 10–11-х классов, учителей русского языка и литературы, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей начальных классов образовательных учреждений г.о. Самара; включение практической работы со сборником «Послушайте!..» и аудиоприложением в содержание психолого-педагогических модулей курсов повышения квалификации для педагогов и психологов, проводимых в Самарском Центре развития образования по следующим темам: «ФГОС ООО: проектирование образовательного процесса по русскому языку и литературе»; «Проблемно-ценностное общение школьников во внеурочной деятельности»; «Система семейной групповой логопсихотерапии в образовательном процессе образовательного учреждения».


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 34 читателя
12.03.2024 22:08:13Митина Ксения
12.03.2024 22:08:12Маслова Юлия
12.03.2024 22:08:12Волкова Ольга
12.03.2024 22:08:12Кошелева Елена Алексеевна
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:12Ю. Ф.
12.03.2024 22:08:12Jandali Abdulfatta ibn

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su