«Цветик-семицветик»
Мы публикуем ваши «Истории успеха». Напоминаем, что несколько авторов историй смогут бесплатно принять участие в Саммите психологов «Технологии успеха», который состоится 1-3 июня 2013 года. Более подробная информация – на странице рубрики
«Жила-была на свете девочка Женя. Послала однажды мама Женю в магазин за баранками…» - так начинается мая любимая сказка Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Думаю, не ошибусь, если предположу, что эту сказку знают все. И каждый из нас мечтал о таком волшебном цветике-семицветике. Ну, или о Золотой рыбке, или волшебной говорящей щуке. Но добрая сказка о простой девочке и ее волшебном цветке, конечно, все-таки была ближе. Потому что девочка была такой же как мы. И мы тоже хотели много игрушек и сладостей.
Прошли годы, а цветик-семицветик не выходит из моей головы. Вот если бы он был сейчас у меня, что бы я загадала…
Когда рождается человек, то поднимается занавес! И тогда начинается действо! Где «Я» каждого из нас становится то главным действующим лицом, то персонажем эпизода, случая. И меняются маски, и меняются роли, неизменной остается одна истина: каждый должен обрести себя и найти свое предназначение в этом мире, и это будет мое первое желание. Я отрываю лепесток и желаю, чтобы люди «чаще заглядывали в самого себя!» (Цицерон), обрели себя и нашли свое предназначение в жизни.
Я считаю, что я нашла свое предназначение. Вот уже 4 года работаю педагогом-психологом в Доме детского творчества «Преображенский» и ни капельки не жалею об этом.
Что такое профессия педагога-психолога – социальная роль или жизнь? Обычная работа или призвание? Наверное, можно ответить, что это работа. Обычная работа в сфере, куда приходят из интереса и остаются по призванию. Это сложная специальность, требующая самоотдачи. Убеждена, психолог – это не только профессия, это образ, стиль жизни. Это постоянная готовность отказаться от чего-то личного, сиюминутного. Это постоянный, неугасаемый интерес к своему внутреннему миру и миру окружающих людей:
«Психолог? Нет, он не волшебник,
Не чудотворец, не атлет,
Не жизненных задач решебник,
И он не супер-человек.
Он так же дышит, так же любит,
И так же чувствует, как все.
Он не вершит великих судеб,
Он все не знает о тебе.
Твои измерить может память,
Мышленье, темперамент, речь.
Он может лишь чуть-чуть исправить,
Но он не в силах уберечь.
Души твоей путеводитель,
Он лишь подсказка – не ответ,
Дорожный знак, ограничитель
Твоих ошибок, друг побед.
Гармонии в душе желая,
За вас не сотворит ее,
Советом в жизни помогая,
За вас ее не проживет.
Психолог? Нет он не волшебник,
Не шарлатан, не чародей,
Он не святой, не тяжкий грешник,
Он – человек среди людей».
Я люблю свою работу! Как сказал Эзоп, «Работа – это мое первое наслаждение». Я отрываю второй лепесток: «Пусть для многих людей работа будет наслаждением, а не обузой!».
Моя профессиональная деятельность многогранна. Помимо того, что я педагог-психолог, у меня еще несколько профессий: я – воспитатель, я - учитель, я - переводчик.
Я – воспитатель. Самым значимым для меня достижением являются слова радости и признания ребят.
«Ты прекрасен и крылат», = говорю я ребенку. Порой он мне не верит. Ничего, дело поправимое. Нужно только время и вера в себя – это 90% успеха. Я дарю уверенность, убеждаю ребенка, что, только полюбив себя таким, каков он есть, он будет счастлив, будет себя совершенствовать.
На каждом занятии с детьми они открывают что-то новое в себе, в своих одноклассниках. Я вижу, как ребята начинают задумываться, задавать вопросы мне, задавать вопросы друг другу. Я всегда говорю: «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой», = и это мое третье желание.
Наша жизнь – это игра «Горячо – холодно». Человек уходит оттуда, где ему «холодно», где он видит «холодно», слышит «холодно», чувствует «холодно». Он делает шаг вправо, влево, возможно, идет в обратную сторону, но приходит туда, где ему «тепло». Это поиск себя, именно этим я и занимаюсь с детьми на занятиях психологии, тренингах. Современный человек должен вести не только здоровый образ жизни, но еще и иметь здоровый образ мыслей.
Мое четвертое желание: «Полюби себя таким, какой ты есть! Верь в себя даже тогда, кода в тебе сомневается весь мир» (золотое правило этики).
В доме творчества я провожу работу не только с детьми, но и с педагогами, родителями.
Я – учитель. В основном, учу чувствовать. Разъясняю папам и мамам, что такое ребенок. Часто приходится «открывать» ребенка для самых близких ему людей, учить родителей любить собственных детей. Моя миссия: помочь родителям вовремя заметить, предотвратить и, насколько возможно, исправить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения.
Я – переводчик для педагогов с языка детского на взрослый. Порой слишком прямолинейное толкование поведения воспитанника приводит к конфликтам, раздражению, непониманию с обеих сторон. Мне надо разъяснить, что стоит за дерзостью и агрессивностью, способностью настоять на своем, доказать что-то кому-то. Я должна помочь педагогам, родителям увидеть страх ребенка быть непонятым и многое другое, что гнетет детскую душу, не позволяя ей жить полной, свободной жизнью. Мое пятое желание: «Ребенок становится счастливым, как только ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь» (Ш.А. Амонашвили). Любите детей искренне и бескорыстно!
Мне всегда важно слышать не только то, что говорят мне люди, но еще и то, что хотят сказать. Научиться "читать" окружающих не только в строках, а еще и между строк… И для этого недостаточно чувствовать и наблюдать людей, нужны еще и знания – особые знания психологии. Поэтому я много читаю психологической и художественной литературы, посещаю курсы по арт-терапии, хожу на методические объединения. Я еще раз убедилась в истине «Вчера я был умным, вот поэтому я хотел изменить мир. Сегодня я мудр, вот почему меняю себя» Обретая такие знания, я щедро делюсь с окружающими, получаю и отдаю, отдаю и получаю!
Профессионализм психолога – это не готовый совет или ответ на вопрос нуждающегося человека, а помощь в поиске ответа в самом себе. Однако, принять решение он должен сам.
Главное в моей работе не только знание психологии, но умение любить детей, верить в каждого из них, умение находить «жемчужину» в каждой «раковине». Быть не только наставником, но и другом. Мое шестое желание созвучно фрагменту из повести А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «… - У людей не хватает времени что-нибудь узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!». Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага, как говорил Аристотель. Я желаю чтобы у каждого человека был настоящий друг.
Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать мир. Я счастлива, потому что отдаю тепло своей души. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда.
Я отрываю последний лепесток:
«Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся снова в круг.
Лишь коснешься ты земли.
Будь по моему вели».
- Желаю всем счастья, здоровья в этом мире.
Мечтать…Летать… И думать о прекрасном.
Во сне касаться звезд и облаков.
И верить в то, что это не напрасно.
Что в жизни нашей будет все легко.
Надеется на Чудо, верить в сказку.
Любить друг друга и тепло дарить.
И жить по-настоящему… Без маски.
Смеяться… Плакать… И судьбу творить.
Дарить друг другу радость и улыбку
От счастья плакать, от любви сгорать.
И не бояться совершить ошибку…
Весь опыт жизни в Мудрость собирать.
Не думать о плохом, не жить вчерашним,
Не злиться на судьбу, когда идет не в масть…
Признаться в чувствах, быть немного грешным,
И наслаждаться этой жизнью вcласть!
Малахова Евгения Владимировна - педагог-психолог, место работы - Дом детского творчества «Преображенский».