«Психолог: профессия или призвание?»
Мы публикуем ваши «Истории успеха». Напоминаем, что несколько авторов историй смогут бесплатно принять участие в Саммите психологов «Технологии успеха», который состоится 1-3 июня 2012 года. Более подробная информация – на странице рубрики
Овладевая профессией психолога, горячо желаю только одного – быть для людей тем, кому можно довериться. И пусть удача сопутствует мне в моем искреннем стремлении пробудить и развить дар ребенка, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности.
Когда я пришел работать в детский сад, у меня за плечами был только багаж теоретических знаний, а во время работы возникло множество практических вопросов, и я чувствовал себя как тоненький росточек, который пробивался через асфальт. Передо мной, теоретиком, сейчас встает множество практических вопросов, которые я обязан решить.
Сегодня игра, без преувеличения - самый популярный вид психологической работы как с детьми, так и со взрослыми. Существует множество подходов к пониманию психологической игры, её назначения и использования. Игрой называют и психотехнический приём, с помощью которого за минуту можно настроить детей на работу в группе, структурированное действие по правилам, большое и сложное ролевое действие и многое другое. Мне близки слова Д.Б. Эльконина: «С ребенком нужно делать всё через игру».
Таким образом, передо мной как перед педагогом-психологом встали следующие задачи, решаемые на практике:
- Психологическая диагностика;
- Коррекционно-развивающие занятия;
- Психологическое просвещение;
- Психологическое консультирование.
Я придерживаюсь мнения, что в настоящее время дети стали меньше и хуже играть. Игра уходит из жизни детей, а вместе с ней - и само детство. Сворачивание игры весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Воспитатели отмечают, что дети, приходящие в детский сад, отличаются по показателям волевого и произвольного поведения: зажаты и скованы или же, напротив, расторможены и неуправляемы.
Я считаю, что детям сейчас приходится тяжелее, чем раньше. Психологи отмечают, что изменилось всё: и дети, и их родители, и отношение семьи к детскому саду. Они говорят и о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом. Мы знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше времени друг с другом, что дома люди, в основном, не беседуют, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. У многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. Многим детям всё труднее нормально взаимодействовать с другими… Сегодня у детей и взрослых больше возможностей выбора, что тоже осложняет взаимоотношения. Многие дети ни в семье, ни в детском саду так и не приобретают этого важнейшего социального навыка, но хорошие психологи могут научить детей решать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и следовать социальным нормам и правилам.
Отечественная психология признала игры и игрушки ценнейшим средством воспитания, содействующим активизации творческой деятельности детей и всесторонне влияющим на развивающуюся личность.
Так и я свою работу педагога-психолога строю на игре. Проработав несколько лет педагогом-психологом, я нашел свой путь в практической психологии и суть моей работы можно выразить так: «Психологу надо бы не общению учить, а учить любви. Любовь сама научит всему, но для этого надо быть самому сосудом любви, а не порока». (Патриарх Московский и всея Руси Кирилл).
Токарев Алексей Алексеевич - педагог-психолог детский сад №659 г. Москва.