«Моя история успеха»
Мы публикуем ваши «Истории успеха». Напоминаем, что несколько авторов историй смогут бесплатно принять участие в Саммите психологов «Технологии успеха», который состоится 1-3 июня 2012 года. Более подробная информация – на странице рубрики
Я педагог-психолог. А еще я Мама, Жена, Дочка – любящая и любимая. Люблю все времена года, а особенно - весну, солнце, цветы, пение птиц. Мне нравится смотреть, когда люди улыбаются, любят, дарят друг другу тепло и радость; мне нравится слышать детский смех, он как тысяча колокольчиков звенит и проникает в самое сердце. Я очень люблю Жизнь где есть счастье и боль, веселье и грусть, встречи и расставания, смелость и страх, участие и безразличие… Любое из этих проявлений Жизни прекрасно: позитивные эмоции и чувства дают нам уверенность, спокойствие, определенность, а негативные дают нам огромную возможность двигаться вперед. Все проблемы решаемы и необходимо смело идти по пути к Свету.
Каждый человек, который приходит в этот Мир, стремится к любви, развитию, признанию. Каждый человек – это особая Планета, которая является огромной ценностью Вселенной. Это Звезда со своим особым внутренним миром, она уникальна тем, что не похожа на других. Мне очень нравится высказывание одного мудреца о том, что ни один человек не приходит в этот мир просто так, в его появлении на Земле заинтересована Вселенная. Она нуждается в нём, потому что именно в этом Человеке заложены такие задатки, способности и таланты, которые необходимы Миру сейчас, в этот период его развития. Ребенку же необходимо развить и приумножить то, чем одарила его Природа, а помочь ему в этом можем мы - взрослые, ведь именно мы являемся свидетелями самого загадочного явления во Вселенной – развития личности ребёнка.
Меня зовут Нелли Николаевна Бондарчук. Я живу в замечательном северном очень молодом городе Нефтеюганске Тюменской области, работаю педагогом-психологом в общеобразовательной школе номер пять, которая год назад получила статус многопрофильной школы и является федеральной экспериментальной площадкой по внедрению инновационных технологий в профильном обучении и профессиональном самоопределении старшеклассников. Осваиваю новую для себя роль в новой школе - позицию тьютора. Тьютор (англ. tutor) - исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ для старшеклассников и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.
Почему я стала осваивать новую роль, роль тьютора? Ведь основная моя профессия – педагог-психолог и я очень люблю свою работу. Тьютору необходимо быть осведомлённым в разных областях знаний, не только в психологии. Ведь тьютор не даёт готовых ответов и рекомендаций. Ему необходимо обладать опытом самообразования, самопознания, стремлением к самоизменению и постоянному развитию, продвижению, уметь проектировать будущее, прогнозировать результат, рефлексировать, анализировать полученный опыт и даже негативный опыт воспринимать как новое знание и ступеньку к дальнейшему движению. В новой школе мне пришлось работать со старшеклассниками, раньше я работала со школьниками среднего звена.
Хочу поделиться с вами своими впечатлениями от общения со старшими школьниками. Это такие замечательные молодые люди, у них столько интересных идей и предложений! Они умеют мечтать и пытаются воплощать свои мечты в реальность. И это естественно, их стремление к новому, к познанию неизведанного соответствует особенностям их возраста, когда хочется себя попробовать, опробовать, понять, что ты можешь и на что способен, найти себя, своё призвание, открыть в себе Человека.
Тьюторскую деятельность я начала с того, что пришлось написать проект «Модель тьюторского сопровождения старшеклассника в многопрофильной школе». Проект был представлен на экспертном совете Департамента образования г. Нефтеюганска 26 декабря 2010 года. Этот проект занял 1-е место в городском конкурсе проектов в номинации «Педагог XXI века».
Основная моя задача как тьютора заключается в том, чтобы старшеклассник самостоятельно сделал осознанный и ответственный выбор будущей профессиональной сферы и будущей профессии. Но как старший подросток может это сделать, если ему не создать специальные для этого условия? И в нашей многопрофильной школе такие условия созданы.
Во-первых - это индивидуализация образования на старшей ступени обучения. Старшеклассникам предоставлена возможность самостоятельного выбора профиля обучения и тех профильных предметов, элективных курсов, форм обучения, которые соответствуют их познавательным интересам, способностям и являются профессионально интересными.
Во-вторых - это расширение пространства социальной деятельности обучающихся, которая обеспечивается включением их в разные виды и формы публичных выступлений, презентаций, конкурсов, образовательных и творческих , спортивных Олимпиад, организацией профильных проб, стажировок и практик.
В-третьих - это организация пространства рефлексии, которая происходит в рамках индивидуальных и групповых тьюторских консультаций и обсуждений со старшеклассниками их образовательных целей и перспектив, образовательных историй и событий. «Помочь» старшекласснику самоопределиться, сделать осознанный и ответственный выбор будущей профессии я пытаюсь через моделирование, проектирование и реализацию ОИП (индивидуальной образовательной программы).
Индивидуальная образовательная программа обучающегося - это документ, определяющий и обосновывающий образовательные цели, а также способы и средства достижения этих целей, включая ресурсное обеспечение. Можно сказать, что индивидуальная образовательная программа - это персональный путь реализации личностного, интеллектуального, творческого потенциала каждого школьника в образовании. В природе готовой ИОП не существует, пришлось подумать над тем, какой должна быть ИОП и мне в этом помогли мои подопечные, потому что ИОП у нас появилась в результате практической работы со старшеклассниками. И мы попытались её спроектировать так, чтобы она была рабочей программой, направленной на осознание своих дальних и ближних целей, задач, как шагов к достижению намеченного, а не формальным документом.
Тьюторское сопровождение ИОП старшеклассника в нашей старшей школе проходит по определённым этапам и эти этапы мы разработали сами, исходя из наших основных целей и задач.
1 этап. Моделирование старшеклассником ИОП (запуск «образа» своего будущего, осознание своих познавательных интересов, возможностей, склонностей, дальних и ближних целей и задач ). Этап моделирования проходит через проведение тренингов на знакомство, погружение в проектирование, на самопознание, раскрытие своего потенциала, через тьюториалы по моделированию «образа» Я» и ИПО.
2 этап. Проектирование ИОП (какую профессию хочу получить, где, чему хочу научиться, что для этого буду делать, поиск информации, ресурсов, средств) через тренинги «Проектирование образа профессионального будущего», «Просто поверь в себя», «Мечта – образ - стремление», «Маска мифов и метафор», групповые, индивидуальные тьюторские консультации, тренинги самоорганизации, личностного роста, планированиесвоей деятельности, написание рефлексивных эссе, обсуждение рефлексивных текстов).
3 этап. Коррекция ИОП (осмысление и соотнесение результатов и замысла) через рефлексивные семинары - практики, деловые игры, проективные методики, обсуждение рефлексивных текстов, анализ портфолио, написание рефлексивных эссе.
4 этап. Самореализация ИОП (контроль, рефлексия, коррекция) через включенность старшеклассника в разные виды образовательной, творческой, исследовательской, проектной деятельности: образовательные, творческие, спортивные конкурсы, предметные Олимпиады, научные сессии и лаборатории, творческие конкурсы, конференции.
5 этап. Презентация ИОП (предъявление итогов работы, рефлексия, коррекция) через проведения тренингов, деловых игр, конференций.
В процессе тьюторского сопровождения ИОП старшеклассника я использую специальные технологии: образовательная картография, рефлексивные тексты, рефлексивные эссе, тренинги, деловые игры, которые способствуют самопознанию, самоопределению, саморазвитию, рефлексии, принятию решений, ответственному и осознанному выбору.
Отслеживание и фиксацию результата тьюторского сопровождения я провожу с помощью методов наблюдения, анкетирования, анализа достижений и неудач, рефлексии, портфолио.
Считаю, что результатом тьюторского сопровождения ИОП на сегодняшний день является умение старшеклассников делать запрос на освоение той или иной деятельности, желание и стремление заниматься тем, что интересно и необходимо для дальнейшего развития, готовность к самообразованию, постижению нового, познанию своих возможностей, раскрытие своего потенциала, умение формулировать цели и задачи, желание выстраивать свой персональный успех, готовность к ответственному выбору профессионального, жизненного пути, реализация ИОП.
Своим успехом в постижении тьюторской деятельности я обязана своим тьюторантам, старшеклассникам. Это наш общий успех. Мои подопечные учат меня не останавливаться на достигнутом, они придумывают и предлагают новые формы работы. Недавно у нас открылся «Психологический клуб», где собираются старшеклассники и мы обсуждаем наши проблемы, ищем решения, радуемся своим достижениям, открытиям. В рамках клуба мы проводим « Форум успеха», где проектируем свой успех в жизни и профессии, намечаем пути достижения успеха. Очень эффективной в этом плане является методика «Растяжка во времени», ребятам она очень нравится, потому что уже сейчас заставляет задуматься и простроить до мельчайших подробностей свой персональный путь к успеху. Также мы устраиваем закрытые просмотры фильмов, которые подбирают сами ребята, а потом происходит обсуждение и рефлексия. Это фильмы об их сверстниках, о проблемах молодёжи, о месте выбора в жизни каждого человека. От таких каждодневных встреч я получаю удовлетворение, заряжаюсь энергией, оптимизмом. Вижу горящие радостью глаза, а иногда и задумчивые лица своих ребят и понимаю, что это и есть наш общий небольшой успех, который является результатом нелёгкой работы над собой.
Я лауреат Всероссийского конкурса проектов «Учитель! Перед именем твоим…». Недавно приняла участие в региональной Интернет-конференции по теме «Система профессиональной работы в образовательных учреждениях ХМАО-Югры», проводимой автономным учреждением дополнительного профобразования ХМАО-Югры «Институтом профобразования и исследования рынка труда» со статьёй «Тьюторское сопровождение старшеклассника как средство самоопределения в жизни и будущей профессии». Статья напечатана в сборнике «Система профориентационной работы в образовательных учреждениях ХМАО- Югры»: материалы Интернет- конференции/ под. Ред.С.Е. Пузырёва.- г. Ханты-Мансийск .2011.-184 с.
Создала мини-сайт педагога- психолога, электронное портфолио в социальной сети работников образования nsportal.ru. Опубликовала в социальной сети работников образования учебно-методический материал «Разработка урока - занятия по профориентации 8 класс», « Психологическая мастерская для родителей», «Тьюторское сопровождение ИОП старшеклассника многопрофильной школы». Участвовала и выступала с докладом на IIIмежрегиональной научно- практической конференции « Предпрофильная подготовка и профильное обучение: содержание, технологии, эффективность» (Сургут, 20 октября 2011г.). Приняла участие в международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики и психологии» (Новосибирск, 23 ноября 2011 г.). Тема статьи «Индивидуальная образовательная программа старшеклассника как средство профессионального и личностного самоопределения». Статья вошла в сборник (А 43 «Актуальные проблемы педагогики и психологии»: материалы международной заочной научно- практической конференции, Новосибирск, Изд. «Сибирская ассоциация консультантов» 2011.- 136 с.).
Пространство нашего внутреннего мира - это страна и очень важно навести в ней порядок, чтобы мысли, чувства, желания, возможности, стремления служили нашему «Я» верой и правдой.
В простоте много красоты. То, что просто, близко к Истине.
Понимать и тонко чувствовать ребёнка, человека - моё призвание.
Я теперь точно знаю, что человеку для счастья нужно совсем немного: нужно его понять, принять таким, какой он есть, вселить надежду в успех, поверить в его возможности, создать ситуацию успеха и он пойдёт по лестнице Восхождения к Свету и Истине. Ведь в каждом человеке изначально заложено « Я-есть», «Я-хороший», «Я-могу».
Удачи и успеха, уважаемые коллеги!
Нелли Николаевна Бондарчук - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5, «Многопрофильная», г. Нефтеюганск, педагог-психолог.