«Лучик надежды»
Мы публикуем ваши «Истории успеха». Напоминаем, что несколько авторов историй смогут бесплатно принять участие в Саммите психологов «Технологии успеха», который состоится 1-3 июня 2013 года. Более подробная информация – на странице рубрики
Конкурс называется «История успеха» - то есть, можно хвастаться тем, что у тебя получилось лучше всего в твоей профессиональной деятельности и совсем не зазорно «якать», демонстрировать все свои дипломы, сертификаты, награды. Это ведь так здорово, когда предоставлятеся такая возможность, причем официально!
Ну, что ж, не буду оригинальна и начну свою историю с того как я пришла в психологию. И опять не соригинальничаю – из педагогики, а именно, из учительства. Свою трудовую деятельность я начала учителем начальных классов после окончания пединститута в 1985 году (да, давненько!). О психологии знала очень мало, практически ничего, хотя такой предмет у нас в институте преподавался и он мне нравился, но, скорее, мне больше нравилась преподавательница, приятная, ухоженная женщина (к моему стыду, не помню ее имени).
После окончания института 15 лет проработала в школе и постепенно приходила к выводу, что я делаю что-то не то и не так. Вроде, и к детям хорошо отношусь, и нравится мне учить, и все-таки приходило разочарование, и настал тот день, когда я положила заявление на стол директора и ушла! Мало кто меня понял и поддержал тогда. Целый год я наслаждалась тем, что была дома с семьей: с мужем, с детьми, в прошлом остались бессонные ночи с планами и нескончаемыми тетрадями!
А через год статус домохозяйки меня стал тяготить, да и кризис среднего возраста напомнил о том, что пора устроить «кастрюльный бунт», а тут еще и старший ребенок тоже бунтовал из своего пубертата, так, что все сходилось к тому, что надо было кризисы разрешать и как-то из них выходить безопасным способом! Вот тут я впервые серьезно задумалась о психологии и о том, можно ли с ее помощью помочь и себе, и другим.
Мой муж тогда работал в Департаменте образования, вот он и предложил мне поработать в Социально – психологическом центре, там как раз была вакансия педагога-психолога. Я с радостью согласилась! Начальником на тот период была моя хорошая знакомая, ее условием принятия меня на работу было получение психологического образования, и я его получила с присвоением квалификации "Психолог, преподаватель психологии". Одновременно, обучаясь в университете, я получала еще одно психологическое образование в Институте повышения квалификации учителей со специализацией семейного психолога-консультанта, закончила я оба заведения одновременно в 2002 году.
Через несколько лет наш центр закрыли и пришлось искать работу, а в таком крохотном городке как наш это для психолога почти нереально.
И судьба опять подарила мне возможность остаться в любимой профессии! Мне предложили место психолога в детской поликлинике. Когда я пршла туда, пришлось опять получать новую квалификацию – уже медицинского психолога. Поиски такой возможности увенчались успехом, я прошла курсы повышения квалификации в Санкт-Петербурге в МАПО (Медицинской академии последипломного образования) у Эдмонда Георгиевича Эйдемиляра, по циклу «Клиническая психология и психотерапия семьи и детства», а потом уже в Иркутском отделении Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева,и получила диплом медицинского (клинического) психолога, чем очень горжусь.
Что ж, вот я и подошла в своем рассказе к самому главному, к моей истории успеха. Как только я начала работать в поликлинике, ко мне стали приходить родители детей-инвалидов для подготовки и оформления документов на МСЭ (медико-социальную экспертизу). Я не очень люблю использовать термин «инвалид» в отношении ребенка, лучше – ребенок с ограниченными возможностями. Соприкоснувшись с их проблемами и болью, остаться равнодушным и безучастным невозможно! Так захотелось помочь, сделать что-то такое, что было бы действительно важным для улучшения качества жизни таких непростых семей. Все эти дети такие разные и сложные, но я увидела то, что их всех объединяло – это их изолированность и одиночество. Каждый родитель старался прятать свою боль подальше от других людей, тем самым отгораживая и своего ребенка от возможности полноценного познания мира и общения. И я решила проводить для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями занятия, встречи, праздники, и поделилась своей идеей с моей коллегой, тоже психологом, но работающей в колледже, она меня с энтузиазмом поддержала. Так родилась программа «Подари ребенку радость общения!». В рамках этой программы, проводились занятия с участием преподавателей музыкальной школы, художественной школы, в библиотеке семейного чтения, с привлечением музеев, спортивной школы, детского клуба «Радуга». Все те преподаватели, к которым мы обращались, не только не отказывали нам в проведении занятий, но и делали это совершенно бесплатно, а потом стали и включать эту работу в свой годовой план. Моя коллега организовала волонтерское движение со своими студентами, обучающимися в колледже, и, к моей радости, эти ребята с желанием взялись за дело и много делали для детей с ограниченными возможностями. Они собирали подарки и потом развозили их по адресам, приходили на все мероприятия и помогали в проведении праздников и занятий, да и просто играли с ребятишками и ходили к ним в гости! Программа не финансировалась вообще, просто все те люди кто принимал в ней участие и к кому мы обращались, вкладывали туда частицу своего доброго сердца, а те, кто мог помочь материально, делали это по собственному желанию и от души.
На первые занятия приходили две-три семьи, и мы все помещались в моем кабинете, благо, место позволяет, а сейчас приходят десять-двенадцать семей, да еще и друзей приводят! Когда смотришь на наших ребятишек на всех этих мероприятиях и видишь, как сияют их глаза и как меняются их родители, понимаешь - вот то, ради чего стоит жить и работать! Ведь для родителей эти все встречи тоже очень важны, они перестают замыкаться, начинают больше общаться, находят единомышленников и становятся хоть немножко, но радостнее.
Также в рамках программы «Подари ребенку радость общения» я организовывала круглые столы с привлечением всех заинтересованных учреждений и организаций. На них приглашались руководители департаментов образования, социальной защиты, здравоохранения, администрации района и города. Целью этих встреч было прямое и честное общение: руководители рассказывали родителям детей-инвалидов о проделанной работе, о новых законодательных актах, о тех мерах, которые принимались для улучшения жизни семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Вот, на одной такой встрече родителями было предложено создать свой фонд помощи семьям, имеющим детей-инвалидов.
Я просто заболела этой идеей, к тому времени моя коллега-психолог перешла работать в администрацию района и много приложила сил для осуществления этой идеи. И вот нашему благотворительному фонду, нашему «Лучику надежды» уже год! Название пришло мне на ум, когда мы все вместе собирались с нашими мамами у меня в кабинете для того, чтобы обсудить планы на будущее, просто пообщаться и попить чай.
Его первый день рождения отмечали большим благотворительным концертом, проходившим в Доме культуры, где выступали все наши знаменитые детские коллективы и танцевальные и песенные, зал был полным (к моей радости). Но самое главное, наши ребята вышли впервые на «большую» сцену и продемонстрировали то, что они, имея ограниченные возможности, имеют безграничное желание творить и дарить свой талант людям!
Наш благотворительный фонд существует на пожертвования всех неравнодушных людей нашего города, его поддерживает мэр района и с его помощью нашему «Лучику надежды» недавно выделили помещение, где мы сможем проводить занятия, встречи, праздники и многое другое. Также мэр оказывает содействие в организации поездок на природу и к месту проведения занятий с нашими детьми иппотерапией (да, да и такую возможность нашли наши родители уже сами!), предоставляя транспортное средство. А еще с помощью спонсоров были изготовлены и расставлены в общественных местах ящики для сбора денежных средств, на этих ящиках вывешиваются фотографии и реквизиты того ребенка для которого на данный момент собираются средства и даются контактные телефоны, если вдруг кто-то пожелает лично пообщаться с семьей и помочь напрямую. Так мы смогли помочь троим детям, двое были прооперированы и один ребенок прошел реабилитацию. Сейчас собираются средства для проведения операции ребенку с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич). С помощью нашего фонда были приобретены две коляски-трости для детей с ограниченными возможностями, а также специально оборудованная парта с вертикализаторами для детей, страдающих ДЦП.
Сейчас о «Лучике надежды» знают уже многие семьи, где есть особенные детки, и он дарит им своё тепло и надежду, которые им так необходимы, чтобы справляться со своим недугом и верить в то, что они нужны всем нам, и мы их принимаем такими, какие они есть!
Мой успех еще и в том, что у меня получилось объединить семьи с такими особенными детьми, и они стали общаться, дружить, обмениваться опытом преодоления своих недугов, опытом борьбы с чиновничьей бюрократией (чего уж греха таить, и такое еще встречается). И сейчас создан совет родителей при нашем фонде, который возглавляет одна из мам, которая имеет такого особенного ребенка. Знаете, для меня именно объединение взрослых вызвало серьезную проблему - с такими родителями не просто, ведь их душевная боль не проходит, видя своего особенного ребенка каждый день, надеяться на чудо и опять отчаиваться и так по кругу, не многие способны выдержать эту нагрузку и остаться жизнерадостными людьми. Наш «Лучик» подарил им надежду и веру, и теперь для меня самое главное - эту веру и надежду в их душах сохранить.
А для того, чтобы сделать любого ребенка немножко счастливее и радостнее, нужно иметь лишь доброе сердце, душевную щедрость и желание все это дарить!
Психолог детской поликлиники Цвейгарт Светлана Юрьевна.