«Успех – это судьба и труд!»
Мы публикуем ваши «Истории успеха». Напоминаем, что несколько авторов историй смогут бесплатно принять участие в Саммите психологов «Технологии успеха», который состоится 1-3 июня 2013 года. Более подробная информация – на странице рубрики
Когда я читала истории успеха, опубликованные в прошлом году, я обратила внимание, что в одной из историй автор писала о том, что она с детства знала, что будет психологом. «Надо же!» - удивилась я – «А у меня все наоборот: я никогда бы не подумала в детстве, что буду работать психологом». Да и до сих пор, работая уже 11 лет, я иногда удивляюсь, как же так случилось, что я в этой профессии уже столько лет. Если бы существовала машина времени, и я вернулась в прошлое и рассказала себе, кем я буду работать, то я не поверила бы этому.
Анализируя свой профессиональный путь, я понимаю, что, прежде всего, трудности общения с собственным ребенком явились причиной моего интереса к психологии. В 1996 году мое представление о воспитании было сформировано опытом взаимоотношений моих родителей или моих знакомых. К тому времени мне было 24 года, я окончила строительный институт по специальности инженер-строитель, работала 2 года на железной дороге оператором группы учета и отчетности, была замужем 3 года. Я не знала, что существуют различные психологические исследования по теме детско-родительских отношений, к тому же я не понимала даже разницы между психологом и психиатром, с трудом представляя, чем же они занимаются. Я заинтересовалась этими вопросами, когда столкнулась с трудностями при общении с сыном.
Когда ему исполнилось 3 года, я находилась в растерянности от непонимания происходящего (я столько времени посвящаю ребенку, а становится все хуже), я мучительно переживала неудачи, плакала от бессилия, обращалась за помощью, с благодарностью принимала поддержку от мужа и родителей, друзей и знакомых. Каждый раз надеялась, что смогу улучшить свою жизнь, сделать ее более радостной и успешной. И однажды, записываясь на прием к логопеду в детской поликлинике, я случайно попала к медицинскому психологу. Это был странный случай.
Логопед нашего участка принимала в другой поликлинике, мне в регистратуре моей поликлиники дали телефон и адрес, где принимает логопед. Я позвонила, узнала ее расписание, затем приезжаю, а мне говорят, что логопед работает в другие дни, но пока точного расписания нет, и «Вы звоните на следующей неделе». Я опять позвонила, и опять та же история. Когда это повторилось, как в сказке третий раз, я рассердилась, потому что три раза с трехлетним ребенком приезжать на общественном транспорте было непросто. Я возмутилась тем, что мне по телефону говорят одно расписание, а потом оказывается другое. Мне предложили подняться в кабинет и посмотреть расписание на дверях. Я поднялась, и оказалось, что в кабинете логопеда принимает психолог. Я решила: «Ну, если к логопеду не попасть, так может быть, с психологом поговорить, все равно уже приехали». А у нее как раз не пришел клиент, и она смогла уделить нам с сыном время. И я записалась к ней еще на один прием. А потом стала регулярно раз в неделю ходить на консультации. Я до сих пор с огромной благодарностью вспоминаю встречи с Ларисой Леонидовой, которые мне очень помогли изменить мою жизнь. В 1999 году из всех эмоциональных состояний я могла выделять только «больно – не больно» и «хорошо – плохо». После многих часов терапевтической работы я стала осознавать разнообразные чувства и их нюансы, понимать их взаимосвязь с ощущениями тела и способы отреагирования, а также понимать, что осознавание чувств помогает в ориентации в окружающем пространстве и определении актуальной своей потребности и затем в ее реализации в контакте с окружающей средой. Особо хочу отметить свое открытие, что одновременно (то есть при быстрой смене фокуса внимания) я могу испытывать по отношению к одному и тому же человеку противоречивые по эмоциональной окрашенности чувства, например, благодарность за помощь и злость за форму ее предложения. В моей картине мира это сосуществование не имело места. Когда же я поняла, что так возможно, я стала менее тревожной в отношениях с людьми. И сейчас, когда я пишу эти строки, я радуюсь тем изменениям, которые произошли со мной, и все же я понимаю, что осознавание причиняет во многих ситуациях очень сильную боль. Я вспоминаю некоторые терапевтические встречи и те болезненные переживания с ними связанные, что мне сейчас трудно сказать хватило бы у меня мужества на проживание этих минут, если бы я заранее знала, что личностный рост это не «замечательный процесс, освобождающий и расширяющий сознание человека» (Д. Зинкер с.122). Мне кажется, что нести ответственность за то, что сделал или не сделал или осознавать неизбежность потерь и расставаний очень сложно. «Полное осознавание – тяжкое бремя. И, тем не менее, знание – это благо, даже, если оно причиняет боль» (Д. Зинкер с.122). Хотя мне очень страшно, я не знаю, что будет завтра, я готова рисковать двигаться дальше и надеюсь, что я научусь из жизненного пространства выделять фигуры приобретенного опыта, а не застревать на поисках причин, почему это со мной произошло.
Я очень благодарна своему ребенку за опыт взросления через ошибки, поиски, выборы путей решения проблем. И судьбе, которая сыграла шутку-перепутку: оказалось, что в регистратуре мне дали телефон поликлиники, где работает логопед другого участка и адрес поликлиники нашего участка.
Работая над собой, я все больше и больше осознавала свой интерес к психологии. И я решила пойти получить второе высшее образование для себя, своего развития, еще не думая, что буду работать психологом. В 2001 году я закончила обучение в Санкт-Петербургском Государственном Университете Педагогического Мастерства по специальности «Психология», получила квалификацию «педагог-психолог».
И второй раз благодаря сыну я нашла тропинку профессионального пути. Ему тогда было 6 лет, и мы с ним пошли в психологический центр, чтобы специалист помогла понять, готов ли мой ребенок к школе или стоит еще год подождать. И когда мы разговаривали с психологом центра, я поделилась, что сама имею диплом психолога, но опыта работы у меня нет и поэтому мне важно узнать взгляд со стороны опытного специалиста. Она провела тестирование, рассказала результаты, мы обсудили возможные трудности и мои волнения.
Я довольная результатом встречи, собралась уходить: «У нас в центре в диагностическом отделе есть вакансия и они готовы взять человека без опыта работы, только нужно пройти собеседование у руководителя отдела», - сказала мне на прощание педагог-психолог Селиванова Татьяна Георгиевна.
И я прошла собеседование. И уже 11 лет работаю в Центре психолого-медико-социального сопровождения развития ребенка Фрунзенского района Санкт-Петербурга. А Татьяна Георгиевна стала директором нашего центра и до сих пор помогает мне и другим сотрудникам расти в профессиональном плане, реализовывать творческие идеи и развивать авторские проекты.
Очень многое достигнуто за эти годы.
Я занимаюсь диагностикой, провожу групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по психологической подготовке и адаптации детей к школе, занятия с родителями, педагогами, психологами, студентами и другими взрослыми, желающими заниматься самопознанием и развитием творческого потенциала.
В марте 2004 года принимала участие в конкурсе педагогических достижений, в номинации «Педагог службы сопровождения», награждена дипломом II степени. В 2008-2009 уч.г. награждена дипломом I степени «За высокий профессионализм, творчество и мастерство, проявленные в районном конкурсе педагогических достижений в номинации «Эффективные технологии службы сопровождения».
Я - автор и ведущая программ для детей и подростков «Обучение приемам саморегуляции» и «Формирование навыков саморегуляции», в которых применяю современные технологии работы: метод биологической обратной связи и авторский метод песочного рисования Sand-Art. Соавтор методики «Графические карты», краткий вариант которой опубликован в издательстве «Речь» в январе 2011 года. Представляла свой опыт работы на Международных конференциях: СПбГУ – 2008 год, АППО – 2011 год, ЛГУ им. А.С. Пушкина – 2012 год, на Всероссийских конференциях Санкт-Петербургского института Гештальта «Петербургская встреча» в 2007, 2009, 2011 году, в Зимней Школе Гильдии Психологов, Психотерапевтов и Тренеров в 2009 и 2012 годах, на Ежегодном Саммите психологов «Технологии успеха» в июне 2011 и 2012 года. А также и на других районных и городских мероприятиях.
Провожу семинары-тренинги для родителей по программе «Развитие родительской эффективности», авторский семинар-тренинг для женщин: «Магия быть женщиной», для педагогов-психологов семинары «Становление психолога-формирование профессиональной идентичности» и «Зазеркалье графического рисунка».
Награждена грамотой Санкт-Петербургской Академии Последипломного Педагогического Образования «За высокий профессионализм в работе и заслуги развитии службы практической психологии». Имею благодарности и грамоты за результативную работу по учебным программам с использованием новых оздоровительных технологий, являюсь членом общества практикующих психологов.
Постоянно повышаю свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации АППО, СПбГУ. С 2003 по 2006 год проходила обучение в НОУ дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области Гештальта», защитила диплом и получила квалификацию психолог-консультант (гештальт-подход). В 2011г закончила обучение на 3 ступени в НОУ СПб Институте Гештальта. В настоящее время пишу магистерскую диссертацию в РГПУ им.А.И. Герцена. Полна творческими идеями и профессиональными интересами.
Еще я очень люблю свою семью, которая мне предоставила возможность профессионально расти, взяв многие заботы на себя.
И я хочу искренне поблагодарить всех тех, кто помогал и поддерживал меня в трудные минуты моей жизни. Это и мои родители, и сын, и муж, и друзья, и многие другие.
Я выражаю признательность всем преподавателям Санкт-Петербургского института Гештальта и преподавателям других учебных заведений, у которых я училась. Особенно Елене Ивановой, которая много лет помогает мне на моем жизненном пути. И Наталье Паттуриной, которая сопровождает меня в профессиональном росте. И Виктории Пешковской, и Марине Сосниной, с которыми мы вместе развиваем и реализуем наши творческие идеи, а также участникам групп и специалистам 3 ступени за приобретенные знания, опыт, участие, сочувствие, поддержку, интерес и за пережитые вместе минуты. Это вдохновляет меня на дальнейшие достижения и профессиональное творчество.
Никитина Ольга Николаевна - педагог – психолог ЦПМСС Фрунзенского района Санкт-Петербурга.