Семаго Наталья Яковлевна
доцент, кандидат психологических наук
Москва
Учебное заведение: МГУ им. М.В. Ломоносова
Место работы: Центр детской психологии «Август»
Должность: психолог
Интересы:
дифференциальная диагностика сложных вариантов отклоняющегося развития, в том числе расстройств аутистического спектра и близких к ним поведенческих и эмоциональных нарушений; разработка технологий психологической диагностики и системной помощи ребенку с различными вариантами отклоняющегося развития, разработка модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования и организации системы обучения специалистов, включенных в инклюзивное образование.
Достижения:
С 1978 г. работала под руководством С.Я. Рубинштейн в детском санатории №44 г. Москвы.
В 1983-1994 гг. - психолог-консультант, ведущий психолог Центра патологии речи и нейрореабилитации.
В 1994-2002 гг. - педагог-психолог ППМС-центров «Строгино» (СЗАО г. Москвы), «Росток» (САО г. Москвы)
В 1996-1999 гг. - педагог-психолог Комплекса социальной помощи детям и подросткам МКО.
В 2002-2014 гг. — педагог-психолог, руководитель структурного подразделения, председатель окружной ПМПК ЦППРиК «Тверской» (ЦАО г. Москвы).
С 1998 г. преподавала в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии.
С 1999 г. работала в МГППУ: ведущий научный сотрудник лаборатории психологических проблем детей с ограниченными возможностями адаптации, старший научный сотрудник Института проблем инклюзивного образования.
Автор более 120 научных трудов, из них 20 монографий и методических пособий.
Автор и ведущая курсов по повышению квалификации психологов образования, специальных психологов: по современной психологической диагностике, в том числе, дифференциальной диагностике отклоняющегося развития и коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями начиная с раннего возраста, деятельности ПМПК и психолого-медико-педагогическому консультированию в различных образовательных учреждениях.
Участие в грантах:
- Федеральная программа Министерства образования и науки по организации и содержания деятельности педагога-психолога службы практической психологии в структуре психолого-медико-педагогического сопровождения детей (2001 год);
- Грант Правительства Москвы «Разработка концепции городского ресурсного центра по оказанию помощи и психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса, связанного с обучением лиц с ограниченными возможностями здоровья» (2008 год).
- Гранты Правительства Москвы 2009 года: «Разработка регламента деятельности и перечня, необходимого оснащения Городского и окружного ресурсного центра по развитию интегрированного (инклюзивного) образования» «Проведение мониторинга потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями развития» (научный руководитель).
- Проект ЮНИСЕФ «Инклюзивное образование: законодательные и нормативно-правовые аспекты» (2010).
Научный руководитель городской экспериментальной площадки по внедрению инклюзивного образования на территории Центрального округа г. Москвы.
Автор программ магистратуры и бакалавриата по направлению «Психолого-педагогическое образование» программа «Психология и педагогика инклюзивного образования»: «Психология отклоняющегося развития», «Психолого-педагогическая диагностика отклоняющегося развития», «Организация деятельности консилиума образовательного учреждения», «Дифференциальная психологическая диагностика», «Образовательные технологии в работе с детьми с аффективно-эмоциональными расстройствами».
Награждена Дипломом первой степени Министерства образования РФ за «Психодиагностический Комплект детского психолога» (2002).
С 1978 г. работала под руководством С.Я. Рубинштейн в детском санатории №44 г. Москвы.
В 1983-1994 гг. - психолог-консультант, ведущий психолог Центра патологии речи и нейрореабилитации.
В 1994-2002 гг. - педагог-психолог ППМС-центров «Строгино» (СЗАО г. Москвы), «Росток» (САО г. Москвы)
В 1996-1999 гг. - педагог-психолог Комплекса социальной помощи детям и подросткам МКО.
В 2002-2014 гг. — педагог-психолог, руководитель структурного подразделения, председатель окружной ПМПК ЦППРиК «Тверской» (ЦАО г. Москвы).
С 1998 г. преподавала в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии.
С 1999 г. работала в МГППУ: ведущий научный сотрудник лаборатории психологических проблем детей с ограниченными возможностями адаптации, старший научный сотрудник Института проблем инклюзивного образования.
Автор более 120 научных трудов, из них 20 монографий и методических пособий.
Автор и ведущая курсов по повышению квалификации психологов образования, специальных психологов: по современной психологической диагностике, в том числе, дифференциальной диагностике отклоняющегося развития и коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями начиная с раннего возраста, деятельности ПМПК и психолого-медико-педагогическому консультированию в различных образовательных учреждениях.
Участие в грантах:
- Федеральная программа Министерства образования и науки по организации и содержания деятельности педагога-психолога службы практической психологии в структуре психолого-медико-педагогического сопровождения детей (2001 год);
- Грант Правительства Москвы «Разработка концепции городского ресурсного центра по оказанию помощи и психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса, связанного с обучением лиц с ограниченными возможностями здоровья» (2008 год).
- Гранты Правительства Москвы 2009 года: «Разработка регламента деятельности и перечня, необходимого оснащения Городского и окружного ресурсного центра по развитию интегрированного (инклюзивного) образования» «Проведение мониторинга потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями развития» (научный руководитель).
- Проект ЮНИСЕФ «Инклюзивное образование: законодательные и нормативно-правовые аспекты» (2010).
Научный руководитель городской экспериментальной площадки по внедрению инклюзивного образования на территории Центрального округа г. Москвы.
Автор программ магистратуры и бакалавриата по направлению «Психолого-педагогическое образование» программа «Психология и педагогика инклюзивного образования»: «Психология отклоняющегося развития», «Психолого-педагогическая диагностика отклоняющегося развития», «Организация деятельности консилиума образовательного учреждения», «Дифференциальная психологическая диагностика», «Образовательные технологии в работе с детьми с аффективно-эмоциональными расстройствами».
Награждена Дипломом первой степени Министерства образования РФ за «Психодиагностический Комплект детского психолога» (2002).
Создано 19.03.2021
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- Готовность учителя к психолого-педагогическому сопровождению школьников в инклюзивной образовательной среде
- Взаимосвязь прогнозирования и позитивной социализации детей с нарушениями в развитии
- Инновационные модели инклюзивного образования детей с ОВЗ
- Представления о психической норме в клинической психологии
- Развитие эмоционального принятия родителями младших школьников с ЗПР