Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Адаптированная методика по исследованию психологической готовности к школьному обучению для детей коренного населения Крайнего Севера (ненцы) 6–7 лет» (исследовательский проект)


Данная работа является 2 этапом реализации проекта «Исследование психологической готовности к школьному обучению детей 6–7 лет коренного и некоренного населения Крайнего Севера» (на конкурс также представлены 1 этап — http://www.psy.su/psyche/projects/713 и 3 этап —  http://www.psy.su/psyche/projects/726).

Цели и задачи.

Целью данной методики является определение уровня психологической готовности к школьному обучению детей коренного населения Крайнего Севера.

Главные задачи:

  1. Апробировать адаптированные тесты для детей коренных народов Севера.
  2. Выявить особенности психологической готовности к школьному обучению детей коренного населения Крайнего Севера.

Предлагаемая нами методика может быть использована для решения следующих практических задач:

  • Диагностика готовности к школьному обучению детей коренного населения Крайнего Севера.
  • Изучение индивидуально-психологических особенностей первоклассников с целью индивидуализации и оптимизации процесса обучения.
  • Работа с проблемными детьми в процессе индивидуального консультирования по запросу учителей, воспитателей интерната.

Методика прошла апробацию с первоклассниками МОШИ ЯШИ СП(О) образования с. Яр-Сале, для работы в общеобразовательных классах национальных школ и школ-интернатов ЯНАО.

Прогностическая валидность методики оценивалась в результате лонгитюдных обследований (в течение 3 лет, это 2005–06, 2006–07, 2007–08 учебные годы) в общеобразовательных классах, состоящих из детей коренного населения ЯНАО (ненцы) с. Яр-Сале Ямальского района.

Структура Методики и технология тестирования описываются в методическом руководстве в том варианте, который используется для работы с первоклассниками.

Актуальность, новизна и практическая значимость.

На современном этапе развития общеобразовательных школ актуальной является проблема психологической готовности и обучения детей в условиях севера. За последнее время в северных районах России стала тревожнее проблема увеличения количества детей, не усваивающих школьную программу, что находит отражение в показателях успеваемости в начальной школе. Для решения этой проблемы представляется необходимым установить уровень готовности детей к начальному образованию, выявить причины, повлиявшие на его функциональную готовность к обучению.

В сопоставлении со стандартной оценкой более 90% дошкольников, постоянно проживающих на Севере, не обнаруживали достаточного уровня готовности к школьному обучению. Неготовность выражалась в недостаточной сформированности большинства перцептивных и умственных действий.

Острейшая проблема разработки теоретического аспекта проблем особенностей психологической и функциональной готовности детей к обучению в национальной школе была обусловлена переходом на новые усложненные программы, что усугубило тяжелое положение стойко неуспевающих учащихся. Это является актуальным для исследования, разработки и адаптирования тестов по выявлению психологической готовности к школьному обучению детей коренного населения Крайнего Севера.

Новизна методики: в адаптированной методике по исследованию психологической готовности к школьному обучению предлагается система диагностических заданий для комплексного психологического обследования детей коренного населения Крайнего Севера 6–7 лет. Адаптированная методика составлена с учетом психофизиологического развития детей коренного населения Крайнего Севера в возрасте 6–7 лет, жизненного опыта ребенка, условий культуры и воспитания детей малочисленных народов Севера ведущих кочевой образ жизни (ненцы).

Практическая значимость заключается: в апробации адаптированных тестов для детей младшего школьного возраста коренного населения Крайнего Севера, в разработке психолого-педагогических рекомендаций для педагогов-психологов, педагогов, воспитателей интерната, родителей.

Содержание проекта.

Методы: для достижения поставленных задач необходимо использовать следующие методы: психодиагностические процедуры, экспериментальные упражнения, беседы.

Формы: диагностическая работа по адаптированной методике по исследованию психологической готовности к школьному обучению детей коренного населения Крайнего Севера реализуется через групповую и индивидуальную форму взаимодействия.

Главные принципы реализации программы:

  • Научность и интегративность;
  • Доступность;
  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания;
  • Сохранение здоровья учащихся.

Содержащиеся здесь материалы позволяют выявить уровень развития:

  • внимательности;
  • визуального мышления;
  • мелкой моторики;
  • кратковременной речевой памяти;
  • кратковременной зрительной памяти;
  • речевого мышления;
  • абстрактного мышления.

А также выявить состояние личности учащихся:

  • эмоциональные установки по отношению к школе, интернату;
  • эмоциональный фон;
  • энергетику.

Диагностика проводится как с целым классом, так и индивидуально, в рамках урочного и во внеурочное время.

Методика рассчитана на 5 часов.

Диагностическое тестирование распределяется следующим образом:

  • внимательность, визуальное мышление — 1 час;
  • мелкая моторика — 1 час;
  • кратковременная речевая память, кратковременная зрительная память — 1 час;
  • речевое мышление, абстрактного мышления — 1 час;
  • эмоциональные установки — 1 час.

Ресурсное обеспечение: «Методика определения готовности к школе (прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе)» Л.А. Ясюковой.

Результаты и выводы.

Планируемые результаты: выявление особенностей психологической готовности к школьному обучению детей коренного населения Крайнего Севера.

Таким образом, при сравнительном анализе результатов по методикам Л.А.Ясюковой «Методика определения готовности к школе (прогноз и профилактика проблем в начальной школе) и А.А.Вашуркиной «Адаптированная методика по исследованию психологической готовности к школьному обучению детей коренного населения Крайнего Севера (ненцы) 6-7 лет» можно сделать следующий вывод. Уровень познавательной сферы детей коренного населения Крайнего Севера по адаптированной методике выше, т.к. тесты переработаны с учетом национально-регионального компонента и условий проживания детей на Крайнем Севере, что является необходимым условием при работе в школах-интернатах на Ямале.

«Адаптированная методика по исследованию психологической готовности к школьному обучению детей коренного населения Крайнего Севера (ненцы) 6–7 лет» успешно апробирована и является эффективной в работе с детьми коренного населения Крайнего Севера.

Реализация проекта продолжится коррекционно-развивающей программой «Ханико» (по коррекции познавательной сферы детей коренного населения Крайнего Севера).


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su