Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Система работы по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения» (научно-исследовательская работа)


Современное общество — это динамически развивающаяся целостная система, основным средством совершенствования которой является повышение уровня умственного, социального, эмоционального развития личности всех членов социума. В настоящее время одной из самых больших ценностей является нестандартный подход к решению творческих задач, так как именно благодаря творческим способностям люди постигают новые горизонты и совершают выдающиеся открытия. Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психологи называют воображением или фантазией. Благодаря этому психическому процессу мы можем на основе имеющихся представлений создавать новые сочетания, которые помогают улучшать нашу жизнь.

Воображение, являясь одним из ведущих новообразований дошкольного возраста, интенсивно исследуется психологами и педагогами. Большинство специалистов изучают особенности и пути формирования воображения у нормально развивающихся детей. В специальной литературе имеется также значительное число работ, посвященных выявлению специфических особенностей воображения и путей его развития у детей с ОВЗ.

Несмотря на это, в специальной литературе представлено недостаточное количество конкретных методик, направленных на развитие творческих способностей в целом и процесса воображения, в частности, у детей данной категории.

Отметим, что воображение детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же общим законам психического развития, что и в норме. Однако, наличие «социального вывиха» накладывает заметный отпечаток на его становление. Целью данного исследования явилось изучение специфических черт воображения детей 6–7 лет с особыми образовательными потребностями (нарушением зрения, нарушением речи и задержкой психического развития) и разработка коррекционно-развивающей программы (на примере детей с нарушением зрения), направленной на преодоление отставания в этой сфере.

Гипотезой является следующее предположение: творческое воображение у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в развитии имеет качественное своеобразие, что проявляется в схематичности, стереотипности деятельности, стремлении к копированию, сложности в создании воображаемой ситуации. Мы предполагаем, что специально-организованная коррекционно-развивающая работа с использованием нетрадиционных техник рисования будет способствовать преодолению имеющихся недостатков и развитию творческих способностей детей.

В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста, посещающих подготовительную к школе группу компенсирующей направленности.

Для выявления особенностей творческого воображения детей с нарушениями в развитии был проведен констатирующий эксперимент, который состоял из трех этапов. Первый этап включал изучение особенностей невербального творческого воображения (задания «Дорисовывание кругов», «Тест креативности Торренса). Второй блок эксперимента был направлен на изучение способностей к вербальному творческому воображению (задания «Три краски», «тест Роршаха»). Третий блок был направлен на выявление способности дошкольников с различными нарушениями в развитии воспринимать графические изображения, отображать их в виде сюжетного рисунка и составлять на их основе связный рассказ (задание «Силуэты»). Констатирующий эксперимент показал, что дети всех исследуемых групп продемонтсрировали специфические особенности и недоразвитие отдельных компонентов воображения в разной степени. В целом можно сказать, что все категории детей с нарушениями имеют недостатки, характерные для всех групп, такие как снижение мотивации в деятельности, отсутствие целенаправленных действий, сложности в создании воображаемой ситуации, стереотипность, схематичность образов, подмена образов воображения образами памяти и др.

Для преодоления выявленных недостатков была проведена коррекционно-развивающая работа, построенная на основе изобразительной деятельности. Коррекционно-развивающая работа проводилась с детьми с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста. Все испытуемые этой категории были разделены на контрольную и экспериментальную группы по 10 человек в каждой.

При разработке коррекционно-развивающих занятий учитывалась специфика нарушений зрения, были использованы методические рекомендации таких авторов, как М.А.Васильева, Л.И.Плаксина. Комплекс психокоррекционных занятий с детьми состоял из серии занятий, которые включали в себя специально подобранные игры и упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения; развитие психических процессов, стимуляцию творческой активности детей. На каждом занятии дошкольники выполняли изображения, используя нетрадиционные техники рисования.

После формирующего эксперимента был проведен контрольно-оценочный эксперимент, в процессе которого использовались модифицированные варианты методик констатирующего эксперимента. В ходе оценки полученных результатов по отдельным методикам были выявлены статистически значимые различия. Кроме того, контрольный эксперимент показал, что дети ЭГ:

  • стали более заинтересованы процессом придумывания новых образов. Это проявлялось как в изобразительной деятельности, так и в словотворчестве;
  • у дошкольников появился исследовательский интерес: им было интересно пробовать новые техники рисования;
  • большинство детей перестали обращаться за помощью к педагогу;
  • придумываемые образы стали более оригинальными, ранее не встречающимися;
  • каждый ребенок собственными силами создавал изображения, не стремясь к копированию;
  • у дошкольников появилось стремление к доведению до завершения замысла;
  • У детей контрольной группы значительных изменений в уровне творческого воображения не произошло.

Таким образом, проведенная экспериментальная работа подтвердила имеющиеся литературные данные об особенностях творческого воображения детей с нарушениями развития. Следовательно, цель нашей работы достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su