Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Мотивационные основы подросткового и юношеского вандализма» (научно-исследовательский проект)


Актуальность, научная и практическая значимость

Образовательная среда на сегодняшний день активно подвергается актам вандального поведения – как самовольного изменения пространства учебного заведения учащимися. Для предотвращения подобных действий администрация образовательных учреждений использует в основном разнообразное санкционирования без учета психологических и социальных предпосылок и причин возникновения подобных поведенческих реакций со стороны учащихся. При этом администрация учебных заведений вообще не воспринимает вандализм как проблему образовательной среды. Они приписывают результат вандализма проявлению феномена хулиганства отдельных «проблемных» учащихся и не связывают его с особенностями структурирования и наполнения предметно-пространственной среды, с которой вынуждены взаимодействовать учащиеся.

Игнорирование проблемы вандализма создает дополнительные предпосылки для распространения и усугубления девиантного поведения подростков и юношей. Вследствие отсутствия методических возможностей для выявления мотивационных основ вандального поведения, профилактика вандализма в учебных заведениях опирается на умозаключения взрослых о мире подростков и юношей, которые зачастую ошибочны. В целом это приводит не к искоренению вандальных проявлений, а к переходу от открытых к имплицитным их формам.

Основное содержание работы.

Проведение теоретического анализа феномена вандализма и его причинной детерминации в работах зарубежных и отечественных исследователей показало, что вандализм как форма асоциального поведения присутствует в социогенезе с доисторических времен и характеризуется широтой распространения. Однако, пристальное внимание научного сообщества и специалистов, изучающих психологические и социальные процессы, подобный тип активности человека привлекает последние три-четыре десятилетия, но разработанное научное описание отличается дискретностью и изобилует дескриптивным характером изучения вандальных действий без должного научно-теоретического синтезирования и обоснования имплицитной психологической основы совершения подобных актов. Предложенная нами теоретическая модель, описывающая виды вандального поведения по мотивационным источникам их детерминации, создает основу для операционализации феномена.

Тип вандализма

Вид вандализма

Мотив совершения

Внутриличностный (мотивы его совершения имеют тесную связь с эмоциями, которые переживает субъект вандализма)

Стяжательный

Приобретения, наживы

Агрессивный

Разрушения, агрессии

Тактический

Достижения личных целей

Любопытствующий

Интереса

Эстетический

Познания

Экзистенциональный

Самоутверждения

Протестующий

Власти

Средовой (мотивы его свершения образованы на основе стимулов среды и являются внешне детерминированными)

Конформный

Принадлежности к группе

Связанный с неудобством среды

Комфорта, субъективной эргономики

Вызванный скукой

Отвлечения, развлечения

Современный отечественный банк диагностических методик не содержит инструментария, позволяющего адекватно эмпирически изучать личностные и средовые основы вандального поведения, распространенного среди подростков и юношей. Большинство исследователей при соприкосновении с проявлениями данного феномена ограничивается применением обсервационных методов, не дающих должную глубину анализа вопроса. Созданный надежный и валидный личностный опросник «Мотивы вандального поведения» и его стандартизация для различных категорий учащихся (выделенных по фактору пола, возраста и нормативности поведения) позволяет решить данную проблему.

Комплексная диагностика учащихся с использованием разработанной методики «Мотивы вандального поведения» позволила выделить различные мотивационные группы и дать характеристику личностным, поведенческим, социально-психологическим и эмоциональным особенностям учащихся, входящих в их состав. Собранные данные более 900 респондентов относительно индивидуально-психологических, социально-психологических и поведенческих особенностей, дали возможность определить характерные индивидуально-личностные детерминанты вандального поведения (например, повышенные показатели агрессивности, нарушение формирования пространственных границ личности, специфические характеристики нервной системы), а также социально-средовые детерминанты вандального поведения (такие, как деструкция ценностных ориентаций личности, система построения взаимоотношений с внешним миром, действие негативных факторов социализации личности). В результате были выделены группы риска среди учащихся, наиболее склонных к совершению вандальных действий.

Анализ среды шести образовательных учреждений Свердловской области позволил выявить влияние средовых стимулов и предпосылок, инициирующих вандальное поведение со стороны подростков и юношей. Также был осуществлен анализ мер, предпринимаемых учебными заведениями по предотвращению и борьбе с вандальными проявлениями.

Разработка, апробация и частичное внедрение программы профилактики вандального поведения подростков и юношей в условиях образовательной среды показала эффективность ее модулей в снижении частоты вандальных действий в образовательной среде.

Результаты.

  1. теоретическая модель видов вандального поведения подростков и юношей по их мотивационной основе;
  2. валидный, надежный, стандартизованный личностный опросник «Мотивы вандального поведения»;
  3. перечень индивидуально-личностных и социально-средовых детерминант вандального поведения учащихся и психологические характеристики группы риска среди учащихся;
  4. программа профилактики и коррекции вандального поведения подростков и юношей в образовательной среде.

Данные результаты могут быть использованы в системе воспитательной работы образовательных учреждений, работающих с подростковым и юношеским контингентом учащихся.

Проект осуществлен при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Свердловской области в НИП РГНФ-Урал № 11-16-66030а/У.


Содержательные материалы


Ссылки
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su