- Вашуркина Алена Александровна
методист-психолог, Управление образованием Администрация Муниципального образования Приуральский район, (Аксарка)
Данная работа является 2 этапом реализации проекта «Исследование психологической готовности к школьному обучению детей 6–7 лет коренного и некоренного населения Крайнего Севера» (на конкурс также представлены 1 этап — http://www.psy.su/psyche/projects/713 и 3 этап — http://www.psy.su/psyche/projects/726).
Цели и задачи.
Целью данной методики является определение уровня психологической готовности к школьному обучению детей коренного населения Крайнего Севера.
Главные задачи:
- Апробировать адаптированные тесты для детей коренных народов Севера.
- Выявить особенности психологической готовности к школьному обучению детей коренного населения Крайнего Севера.
Предлагаемая нами методика может быть использована для решения следующих практических задач:
- Диагностика готовности к школьному обучению детей коренного населения Крайнего Севера.
- Изучение индивидуально-психологических особенностей первоклассников с целью индивидуализации и оптимизации процесса обучения.
- Работа с проблемными детьми в процессе индивидуального консультирования по запросу учителей, воспитателей интерната.
Методика прошла апробацию с первоклассниками МОШИ ЯШИ СП(О) образования с. Яр-Сале, для работы в общеобразовательных классах национальных школ и школ-интернатов ЯНАО.
Прогностическая валидность методики оценивалась в результате лонгитюдных обследований (в течение 3 лет, это 2005–06, 2006–07, 2007–08 учебные годы) в общеобразовательных классах, состоящих из детей коренного населения ЯНАО (ненцы) с. Яр-Сале Ямальского района.
Структура Методики и технология тестирования описываются в методическом руководстве в том варианте, который используется для работы с первоклассниками.
Актуальность, новизна и практическая значимость.
На современном этапе развития общеобразовательных школ актуальной является проблема психологической готовности и обучения детей в условиях севера. За последнее время в северных районах России стала тревожнее проблема увеличения количества детей, не усваивающих школьную программу, что находит отражение в показателях успеваемости в начальной школе. Для решения этой проблемы представляется необходимым установить уровень готовности детей к начальному образованию, выявить причины, повлиявшие на его функциональную готовность к обучению.
В сопоставлении со стандартной оценкой более 90% дошкольников, постоянно проживающих на Севере, не обнаруживали достаточного уровня готовности к школьному обучению. Неготовность выражалась в недостаточной сформированности большинства перцептивных и умственных действий.
Острейшая проблема разработки теоретического аспекта проблем особенностей психологической и функциональной готовности детей к обучению в национальной школе была обусловлена переходом на новые усложненные программы, что усугубило тяжелое положение стойко неуспевающих учащихся. Это является актуальным для исследования, разработки и адаптирования тестов по выявлению психологической готовности к школьному обучению детей коренного населения Крайнего Севера.
Новизна методики: в адаптированной методике по исследованию психологической готовности к школьному обучению предлагается система диагностических заданий для комплексного психологического обследования детей коренного населения Крайнего Севера 6–7 лет. Адаптированная методика составлена с учетом психофизиологического развития детей коренного населения Крайнего Севера в возрасте 6–7 лет, жизненного опыта ребенка, условий культуры и воспитания детей малочисленных народов Севера ведущих кочевой образ жизни (ненцы).
Практическая значимость заключается: в апробации адаптированных тестов для детей младшего школьного возраста коренного населения Крайнего Севера, в разработке психолого-педагогических рекомендаций для педагогов-психологов, педагогов, воспитателей интерната, родителей.
Содержание проекта.
Методы: для достижения поставленных задач необходимо использовать следующие методы: психодиагностические процедуры, экспериментальные упражнения, беседы.
Формы: диагностическая работа по адаптированной методике по исследованию психологической готовности к школьному обучению детей коренного населения Крайнего Севера реализуется через групповую и индивидуальную форму взаимодействия.
Главные принципы реализации программы:
- Научность и интегративность;
- Доступность;
- Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания;
- Сохранение здоровья учащихся.
Содержащиеся здесь материалы позволяют выявить уровень развития:
- внимательности;
- визуального мышления;
- мелкой моторики;
- кратковременной речевой памяти;
- кратковременной зрительной памяти;
- речевого мышления;
- абстрактного мышления.
А также выявить состояние личности учащихся:
- эмоциональные установки по отношению к школе, интернату;
- эмоциональный фон;
- энергетику.
Диагностика проводится как с целым классом, так и индивидуально, в рамках урочного и во внеурочное время.
Методика рассчитана на 5 часов.
Диагностическое тестирование распределяется следующим образом:
- внимательность, визуальное мышление — 1 час;
- мелкая моторика — 1 час;
- кратковременная речевая память, кратковременная зрительная память — 1 час;
- речевое мышление, абстрактного мышления — 1 час;
- эмоциональные установки — 1 час.
Ресурсное обеспечение: «Методика определения готовности к школе (прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе)» Л.А. Ясюковой.
Результаты и выводы.
Планируемые результаты: выявление особенностей психологической готовности к школьному обучению детей коренного населения Крайнего Севера.
Таким образом, при сравнительном анализе результатов по методикам Л.А.Ясюковой «Методика определения готовности к школе (прогноз и профилактика проблем в начальной школе) и А.А.Вашуркиной «Адаптированная методика по исследованию психологической готовности к школьному обучению детей коренного населения Крайнего Севера (ненцы) 6-7 лет» можно сделать следующий вывод. Уровень познавательной сферы детей коренного населения Крайнего Севера по адаптированной методике выше, т.к. тесты переработаны с учетом национально-регионального компонента и условий проживания детей на Крайнем Севере, что является необходимым условием при работе в школах-интернатах на Ямале.
«Адаптированная методика по исследованию психологической готовности к школьному обучению детей коренного населения Крайнего Севера (ненцы) 6–7 лет» успешно апробирована и является эффективной в работе с детьми коренного населения Крайнего Севера.
Реализация проекта продолжится коррекционно-развивающей программой «Ханико» (по коррекции познавательной сферы детей коренного населения Крайнего Севера).