Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Ролевая игра как метод коррекции эмоциональной напряженности в юношеском возрасте» (научно-исследовательский проект)


Актуальность исследования.

В условиях стремительного изменения социальной и физической среды, повышения темпов жизни и её стоимости, непрерывного, стремительно возрастающего потока деструктивной информации, разрушения традиционных семейных структур, социальных и экологических катаклизмов человек реагирует переживаниями страха, тревоги, беспомощности, тоски и отчаяния, что во многом способствует формированию невротической симптоматики. Особенно ярко это наблюдается в юношеском возрасте. Т.о., современный человек постоянно сталкивается с проблемой эффективности преодоления стресса. Рядом автором были выделены конкретные механизмы совладания со стрессом. Одни из этих механизмов помогают эффективно преодолевать трудные жизненные ситуации и совладать со стрессом, другие — неэффективно. Совладение представляет собой индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. Совладание со стрессом зависит от трех факторов — личности субъекта, реальной ситуации и условий социальной поддержки. Выделяют разные типы стратегий совладания: поведенческие, эмоциональные, познавательные. Первый тип подразумевает разнообразные поведенческие стратегии снятия очага напряженности, обусловленного внешними и внутренними факторами. Ко второму относится эмоциональная разрядка с целью снятия очага напряжения или поиска социальной поддержки. Третий включает в себя стратегии, позволяющие нейтрализовать напряженность стресса через изменение субъективной оценки ситуации и соответствующее изменение уровня контроля.

Юность, обретая потенциал личности, входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости тесного круга значимых лиц (родных и близких людей). Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Поэтому проблема снятия эмоционального напряжения в юношеском возрасте, несомненно, актуальна. В решении данной проблемы большую значимость приобретают ролевые игры.

Ролевая игра живого действия — это вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, а не внешним сценарием поведения. Таким образом, сам процесс игры представляет собой моделирование группой людей той или иной ситуации. Каждый из них ведет себя, как хочет, играя за своего персонажа.

Цель проекта.

Цель исследования изучение возможностей применения ролевой игры в качестве метода коррекции эмоциональной напряженности в юношеском возрасте с точки зрения психотипологического подхода.

Содержание работы.

  1. Методологическое и теоретическое обоснование проблемы изучения эмоциональной напряженности в юношеском возрасте и ее коррекции с использованием ролевой игры.
  2. Организация экспериментально-психологического исследования:
    • диагностика эмоциональной напряженности (тревожности, агрессивности и невротизации) юношей и девушек до проведения серии ролевых игр;
    • проведение серии ролевых игр с целью снижения эмоциональной напряженности испытуемых;
    • повторное изучение тревожности, агрессивности и невротизации испытуемых после проведения серии ролевых игр.
  3. Сравнительный анализ и оценка результатов экспериментально-психологического исследования влияния ролевых игр живого действия на показатели эмоциональной напряженности юношей и девушек.

Результаты работы.

Анализ результатов исследования обнаружил статистические значимые тенденции к снижению показателей эмоциональной напряженности у испытуемых истероидного психотипа. Наименьшая изменчивость данных показателей под воздействием ролевых игр наблюдается у испытуемых эпилептоидного психотипа. Юноши и девушки циклоидного и шизоидного психотипов демонстрируют повышение эмоциональной стабильности после серии игр. Это дает возможность утверждать, что применение ролевой игры в качестве метода коррекции эмоциональной напряженности в юношеском возрасте наиболее эффективно для представителей циклоидного, истероидного и шизоидного психотипов. Для представителей эпилептоидного психотипа желательно применение другого психотерапевтического метода.

Ролевая игра может эффективно использоваться в качестве метода коррекции эмоциональной напряженности в юношеском возрасте, но это приводит к различным психотерапевтическим результатам у юшошей и девушек в зависимости от их психотипологических особенностей.


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su