Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Индивидуальные проявления милосердия» (исследование)


Актуальность проблемы.

Психологическая наука относительно недавно обратила внимание на феномены, сложные для анализа, однако составляющие значительную часть субъективной жизни человека: «счастье» (М. Аргайл), «надежда» (К.А. Муздыбаев), «доверие» (Т.П. Скрипкина), «зависть» (К.А. Муздыбаев, В.Н. Куницына), «ложь» (В.В. Знаков), «чувство собственного достоинства» (Ю.Е. Зайцева) и др. Настоящее исследование посвящено такому психологическому феномену, как «милосердие».

Многогранность духовно-нравственной проблемы и разнообразие ее понимания в различных философско-этических направлениях, трудность эмпирического решения проблем экзистенциального характера, а, следовательно, и решения практических задач нравственности — воспитания ценностного отношения к другому человеку, обусловливает особую актуальность такого психологического исследования в настоящей социокультурной ситуации. Особенно значимой проблема милосердия является сегодня, в период смены мировоззренческих и ценностных основ общества, в период политических и социально-экономических преобразований, когда в духовной жизни общества проявляются равнодушие и грубость, отсутствие бережного и чуткого отношения людей друг к другу. Возникновение в российском обществе стихийной, деструктивной для развития личности, опасной по своим последствиям социальной ситуации, выдвигает проблему нравственного отношения личности к окружающим, одухотворенной идеалами добра, активно не принимающей разрушительных идей, способной им противостоять и проявлять милосердие.

Несмотря на то, что определенные аспекты данного феномена находили свое отражение в философских концепциях В.В. Розанова, Н.О. Лосского, И.А. Ильина, В.С. Соловьева, В.В. Зеньковского, неоднозначность понимания милосердия, отсутствие специальных общепсихологических исследований, предметом которых являлась бы его психологическое содержание и специфика, свидетельствуя о недостаточной разработанности данной темы, обусловили актуальность настоящего исследования.

По мнению Т.А. Недоводеевой, в античности понимание милосердия связывалось с наличием у человека следующих качеств: сдержанность, немногословие и самоограничение; мера в удовольствиях и поведении; стыд и долг; социальная ответственность человека за свои поступки; привычка преодолевать трудности и лишения; сочетание щедрости и умеренности, искусство правильной жизни; доброта и забота об окружающих. Милосердие определялось как величайшая добродетель, побуждающая человека действовать вопреки собственным интересам, направлять свою деятельность на благо окружающих, не требуя материального вознаграждения. Конфуций писал, что милосердие — это суть человеколюбия. Оно имеет место тогда, когда у человека «сердце как у людей», сердце, живущее по правилам людей, и потому «милое». Милосердие — необычная форма любви. Используя современный термин, милосердие — это «сублимация» непосредственно переживаемого чувства симпатии, сердечности. Милосердие коренится в этом непосредственном чувстве, но значительно превосходит его. В этом качестве милосердие становится нравственным императивом, имеющим возможно и огромную общественную пользу.

Н.А. Бердяев в качестве источника милосердия выделяет любовь к людям, подчеркивая значимость альтруистической потребности в помощи окружающим. Здоровье личности в наибольшей степени обеспечивает идеал бескорыстного отношения к другому, считает мыслитель. «Альтруизм, — писал А.Ф. Лазурский, — в том или ином виде представляется формой, и средством, и показателем наилучшей гармонии между личностью и средой. Здесь извращенных нет». Нравственная ориентация личности, с точки зрения Б.С. Братуся, составляет суть, путеводную нить нормального развития, является критерием и отражением личностного здоровья. Его исследования показывают, что отклонения, неврологическое развитие личности тесно связаны с эгоцентрической ориентацией человека, в то время как наиболее благоприятные условия для развития личности создает противоположная эгоцентрической просоциальная ориентация.

В настоящее время «милосердие» рассматривается в одном ряду с такими понятиями как: гуманизм, альтруизм, толерантность, филантропия, сочувствие, сопереживание, сострадание, доброта, любовь, человечность, человеколюбие, эмоциональная отзывчивость. Опираясь на характеристику этих понятий в психолого-педагогической литературе, как отмечает Т.А. Недоводеева, можно сделать вывод о том, что все они имеют смысловую и содержательную общность. Гуманизм — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и реализацию своих способностей. Милосердие, по мнению автора, — это более конкретное понятие и сущностное выражение гуманизма, его деятельная сторона.

Таким образом, категория милосердия достаточно широко обсуждается в философской, религиозной и культурологической литературе, но пока мало исследована в психологии.

Реализация проекта.

Нами предпринято исследование представлений о данном феномене, особенностей его оценки и самооценки как свойства индивидуальности, связанные с ним психологические характеристики.

В ходе исследования выявлены уровни проявления милосердия, основными критериями в определении которых являются: совестливость, альтруистическая направленность, морально-этические ценности, социальная эмпатия, отсутствие макиавеллизма, гедонистической направленности, личностного эгоцентризма.

Первый уровень характеризуется гедонистической и эгоцентрической направленностями личности. Представители этой группы строят отношения с людьми исходя из прагматических и эгоистичных мотивов («с ним выгодно, удобно», «у него есть деньги, машина», «она красива, сексуальна»). Стремятся к всевозможным удовольствиям и развлечениям (упиваются телевидением, компьютерными играми, алкоголем, сверхактивной внешней деятельностью, тратят на себя огромные суммы денег), боясь остановиться и остаться наедине с собственной совестью, проанализировать свой опыт и преодолеть диффузность ценностной системы, в терминах Н.В. Павлык. У людей этого уровня развития милосердия доминирует свое «Я», они видят в других свою проекцию, по словам Ухтомского, «Двойника». Эгоистичные люди не могут освободиться от своего Двойника и пробиться сквозь эту скорлупу самозамкнутости к другому, поэтому они не способны к милосердному поступку. Представителям группы следующего уровня милосердия известны проявления взаимопомощи, заботы о других, но, скорее всего, эти знания ограничиваются опытом их собственного непосредственного общения, а проявления милосердия носят в большинстве своем конкретно-ситуационный характер, представляют начальные формы сопереживания, содействия нуждающимся. Представители группы с высоким уровнем нравственного развития в отношениях с окружающими проявляют доброжелательность, способны к бескорыстной помощи по собственному побуждению, неравнодушны к чужому несчастью. Эти проявления носят систематический и последовательный характер. Люди с высоким уровнем развития милосердия способны к пониманию и другого человека как индивидуальности, и самого себя. Им свойственна направленность, характеризуемая в терминах А.А. Ухтомского, как «доминанта на другом». У них преодолена эгоцентрическая доминанта. Они отодвигают себя на второй план, а на первый ставят другого человека. Только переключив себя и свою деятельность на других, человек находит себя как лицо. По мысли А.А. Ухтомского, «доминанта на другом» порождает универсальную точку зрения, родственную всем и каждому. Это точка, в которой сходятся все оси индивидуальностей.

Выводы.

Обозначим основные выводы и рассмотрим перспективы дальнейшего исследования:

  1. «Милосердие» характеризует свойство индивидуальности, предполагающее определенный уровень духовно-нравственного развития.
  2. «Милосердие» отражает устойчивую предрасположенность человека в своих поступках реализовывать отношение к другому человеку как к безусловной ценности.
  3. Психологическая специфика «милосердия» состоит в необходимом сочетании высокого уровня развития трех компонентов:
    • когнитивного: осознания безусловности ценности человека, проявляющегося в нравственном отношении к другому;
    • эмоционального: переживания этой ценности как безусловной, проявляющегося в любви к ближнему;
    • поведенческого: устойчивой реализации данных отношений в поведении;
  4. Психологическими проявлениями высокого уровня развития когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов являются совестливость, альтруистическая направленность, морально-этические ценности, социальная эмпатия, отсутствие макиавеллизма, гедонистической направленности, личностного эгоцентризма.

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su