«Уроки творчества» (программа дополнительного образования по развитию творческих способностей младших школьников в ФГОС)
Актуальность, научная и практическая значимость.
В наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа.
В школе нет программ, специально направленных на развитие творческого мышления детей, на развитие самостоятельности выбора и построения поведения, смелости в суждениях. А реальной жизни необходимо сейчас быть самостоятельным и ответственным, уметь ставить цели и принимать решения.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), где одной из центральных идей является развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию; развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации актуальным становится создание психолого-педагогических программ во внеурочной деятельности, направленных на наиболее полное раскрытие интеллектуально-личностного потенциала обучающихся.
Научная и практическая значимость заключается в разработке психолого-педагогической программы внеурочной деятельности обучающихся, направленная на развитие личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
Практическая значимость проекта. Инструмент реализации ФГОС. Реализуя данную программу, педагоги, психологи, смогут эффективно строить свою работу по развитию универсальных личностных и регулятивных действий для основного общего образования.
Подобран диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности творческих способностей обучающихся.
Методы ведения занятий выбираются исходя из их выраженной практической направленности.
Приоритетными формами обучения являются:
- игровые технологии, сказка;
- проблемно-поисковые методы элементы изотерапии;
- моделирование, нестандартные упражнения для тренировки моторики руки ребенка из созданного нами методического пособия, рисовального конструктора, защищенные авторами изобретения, подтвержденные патентами РФ: №№2378709, 2378710, 2378711, 2378712, 89901 ( «Способ развития творческих способностей и устройство для развития творческих способностей», «Рисовальный конструктор», «Тренажер ассоциативного мышления». «Обучение творчеству. Наглядно-методическое пособие»).
Цель и задачи программы.
Цель данной программы — развитие творческих способностей: интеллектуальных, психомоторных, художественно-конструкторских.
Реализация данной программы по достижению указанной цели решаются следующими задачами:
- постоянное развитие и активизация познавательного интереса к творческой деятельности, через инновационные, нетрадиционные методы для развития наглядно-образного мышления и сенсомоторики, воображения, фантазии младших школьников, благодаря использованию упражнений с практическими видами деятельности — изобразительной деятельностью, конструированием, моделированием фантастических сюжетов, образов, изделий;
- формирование активной позиции ребенка, осознание им ответственности за собственное поведение и за результаты учебной деятельности;
- развитие навыков и умений у детей по целеполаганию и планированию, самопрезентации, эффективному межличностному взаимодействию.
Реализация проекта.
Как устроена программа.
Программа состоит из двух разделов:
Раздел I. Формирование познавательной активности, развитие мелкой моторики, познавательных способностей (наглядно-образного, действенного мышления). Раздел включает 4 темы (всего 16 часов).
Раздел II. Развитие творческого мышления, воображения, фантазии. Раздел рассчитан на 4 темы (всего 16 часов).
Категория участников: учащиеся начальных классов, в возрасте 6-11 лет.
Программа среднесрочная, сначала была рассчитана на 1 учебный год (32 учебных часа). Длительность занятия — 40 мин., частота встреч — 1 раз в неделю; затем увеличилась до 2 учебных лет (1 год — 66 часов , 2 год — 68 часов, с частотой встреч до 2 раз в неделю).
Принципы реализации программы.
- доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;
- систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;
- личностно-ориентированный подход к детям.
Ожидаемые результаты для обучающихся:
- развить навыки рефлексии (научить на практике видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- обучить способам моделирования (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать с друг другом и взрослыми, при решении задачи).
Результаты и выводы.
Работа осуществляется с января 2012 года с одной группой детей 1-х классов численностью до 10 человек, но частота встреч затем увеличилась до 2-х раз в неделю, В этом учебном году программа стала двухгодичная, за счет увеличения часов и усложнения тематики. В сентябре диапазон расширился до 4-х групп (с 48 детьми 1-2 классов в Лицее №34, и 6 групп -90 человек в ЦДТ «Флагман», где по программе занимались дети с отклонениями в развитии коррекционных образовательных учреждений №80, №20 VIII вида).В перспективе планируем сделать ее на 4 года за счет добавления новых блоков ( познания, исследования, проектирования и преобразования), по-новому структурирования тематики (мир растений, животных, транспорт, овощи, фрукты, одежда).Работая на практике по данной программе в течение учебного года, авторы и педагоги учреждений отмечают у детей младших школьников высокую активность, максимальную включенность в творческий процесс, самостоятельность не зависимо от категорий. Работа с шаблонами оказывает на детей сильный терапевтический (релаксационный) эффект. Дети в течение года использовали на занятиях рисовальный конструктор.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников, посетивших наши занятия, возрос познавательного интерес, потребности в творческой деятельности и сформировались начальные способности: рефлексии, моделирования, коммуникации.
Динамика, результативность. Работая на практике с детьми по данной программе в течение учебного года мы выявили у 100% младших школьников высокую активность, максимальную включенность в творческий процесс, самостоятельность.
Уровни, полученные по всем 6 заданиям теста Торренса, обобщались следующим образом: высокий — 85% детей; остальные — на среднем.
Частое включение детей в процесс творческой игры развивало у них творческую мотивацию к любой предложенной деятельности и стимулировало проявление творческих способностей, независимо от уровня его интеллекта.
Количественный анализ показал, что проведенные занятия способствовали развитию инициативности, самостоятельности и ответственности младших подростков, уровень развития самостоятельности выше в среднем на 25%, уровень ответственности на 27%, и уровень инициативности на 16%, что говорит о положительных тенденциях проведенной развивающей работы.
Таким образом, экспериментальная апробация разработанной программы позволяет сделать выводы: что проведенные занятия способствовали формированию инициативности, самостоятельности и ответственности младших подростков, развитию творческих способностей.
В 2012 году приняли участие во Всероссийском конкурсе «Панорама учебного сотрудничества» (Москва, 2012) — Диплом победителей первой степени в двух номинациях «Самый успешный инновационный проект — 2012», «Лучшее программное обеспечение для образовательного процесса -2012». Материалы победителей опубликованы в российском журнале «Муниципальное образование» №4/2012: статья «Муниципальное образование: инновации и эксперимент».