Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Формирование и методы коррекции характера ребенка дошкольного и школьного возраста» (психолого-педагогический модульный проект)


Автор:

Актуальность.

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов возникает необходимость в разработке программ, направленных на формирование и коррекцию характера детей дошкольного и школьного возраста.

Научная и практическая значимость.

Научная значимость проекта заключается в разработке комплексной психолого-педагогической программы занятий с детьми дошкольного и школьного возраста, направленной на личностное развитие детей дошкольного и школьного возраста путем диагностики, формирования, коррекции характера ребенка. Впервые психолого-педагогическая программа выстраивается с использованием комплексного мультиканального воздействия на внешние физиологические анализаторы (слуховой, зрительный, осязательный, вкусовой) на основе традиции русской народной культуры.

Практическая значимость проекта.

Высокая адаптивность программы. Программу в своей работе могут использовать психологи и педагоги образовательных учреждений, семейные психотерапевты, а также родители в качестве программы семейной самопомощи.

Программа является инструментом реализации ФГОС. В процессе реализации программы психологи и педагоги смогут эффективно строить свою работу по формированию и коррекции характера ребенка.

Пошаговый алгоритм реализации программы в-целом и проведения каждого занятия в отдельности.

В целях реализации программы разработаны авторские методики: «Древо характера» (2001), «Позитивная куклотерапия» (2010), «Позитивная песочная психотерапия» (2010).

В настоящий момент программа разработана в трех версиях и может реализовываться как в гомогенных культуральных группах (русская светская, русская православная, мусульманская), а также в смешанной группе с целью развития толерантности.

Как устроена программа.

В процессе реализации программы методика «Древо характера» является основной, методики «Позитивная куклотерапия» и «Позитивная песочная психотерапия» носят вспомогательный характер и используются в качестве дополнения к основной программе. В рамках методики «древо характера» разработаны сценарии 40 тематических занятий, каждое из которых посвящено отдельно взятой черте характера (Аккуратный Апельсин, Вежливые Вишенки, Правдивый Перчик и др.).

Структура отдельного занятия.

При подготовке к занятию психолог или педагог формирует свое собственное понимание отдельно взятой черты характера с использованием справочных материалов из книги Слабинский В.Ю. «Характер ребенка. Диагностика, формирование, методы коррекции» (СПб, 2012).

Занятие начинается с беседы, во время которой психолог или педагог объясняет детям суть отдельно взятой черты характера, адаптируя материал к их уровню восприятия.

Для лучшего понимания темы занятия психолог или педагог рассказывает специально подобранную русскую народную сказку (христианскую притчу, восточную историю).

Для выяснения того, что дети поняли суть черты характера — темы занятия, им предлагается дать толкование нескольких, специально подобранных пословиц и поговорок.

Для проверки понимания детьми того, как реализуется отдельно взятая черта характера на поведенческом уровне, им для решения предлагается несколько ситуативных задач: «Как ты поступишь в ситуации?».

Для закрепления пройденного материала участники занятие рисуют, лепят, вырезают и наклеивают образ, символизирующий конкретную черту характера — тему данного занятия (Аккуратный Апельсин, Вежливые Вишенки, Правдивый Перчик и др.).

В конце занятия дети отгадывают загадку, иллюстрирующую тему занятия и в качестве поощрения получают угощение, символизирующее тему занятия.

Для самостоятельного закрепления пройденного материала в домашних условиях участники занятия получают формулу мини-аутотренинга.

Методическое обеспечение программы.

  • Слабинский В.Ю. Характер ребенка. Диагностика, формирование, методы коррекции. - СПб.: Наука и Техника, 2012. — 320 с. + DVD-приложение.
  • Слабинский В.Ю. Семейная позитивная динамическая психотерапия. — СПб.: Наука и Техника, 2009. — 464 с.
  • Слабинский В.Ю., Подсадный С.А. История позитивной песочной психотерапии // Российский психотерапевтический журнал, № 3-4 (5-6), 2012. — С. 71-75.
  • Тематические семинары: «Древо характера», «Позитивная куклотерапия», «Позитивная песочная психотерапия» в Институте практической психологии Иматон.

Реализация программы.

В настоящее время программа прошла апробацию, внедрена и реализуется в образовательных учреждениях Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Владивостока, Оренбурга, Новосибирска, Таллинна, Киева, Риги. Кроме того, программа используется при психолого-педагогической работе с детьми, находящимися на лечении в Федеральном научно-клиническом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д.Рогачева (Москва).


Содержательные материалы


Ссылки
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su