Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Космос» (комплексная реабилитационная программа интегрированных занятий для детей)


В настоящее время в связи с трудной экономической и социальной ситуацией в стране неуклонно растет число детей, оставшихся без попечения родителей, особенно резко возросло число детей — социальных сирот, то есть детей, родители которых по тем или иным причинам лишены родительских прав. Все чаще проявляются случаи неблагополучия в семье: жестокое отношение к детям, алкоголизация родителей, рост беспризорности и другие подобные случаи.

Анализ проблемы социального сиротства показал, что неблагоприятные условия, в которых живут дети, тормозят и искажают их умственное, личностное развитие. Негативная социальная ситуация развития приводит к нарушениям психического, физического развития, эмоционального здоровья. Специалисты отделения социально-психолого-педагогической реабилитации бюджетного учреждения социального обслуживания Вологодской области «Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс» работают по различным направлениям с детьми, оставшимися без попечения родителей. Большой процент несовершеннолетних, находящихся в Центре на реабилитации имеют различные отклонениях в состоянии здоровья. Чаще всего это заболевания центральной нервной системы и связанные с ним неустойчивое эмоциональное состояние, задержка интеллектуального развития, задержка психического развития, расстройство поведения, проблемы в учебе, в общении со взрослыми и сверстниками.

Для эффективной системной организации реабилитационной работы нами, педагогом-психологом Л.А. Дойницыной и инструктором по физической культуре Е.В. Коноваловой, была разработана комплексная программа интегрированных занятий по формированию и развитию базовых физических навыков и умений, двигательной активности, навыков позитивного взаимодействия, навыков саморегуляции и расширению кругозора.

Программа составлена с учетом результатов диагностического обследования детей и выявленных проблем, а также возрастных, групповых особенностей детей.

Мы провели диагностическое обследование по 4 направлениям (развитие навыков позитивного взаимодействия, развитие навыков саморегуляции, уровень знаний о космосе, уровень развития двигательных умений и навыков) и результаты получились следующие.

Из числа диагностированных детей в возрасте от 6 до 8 лет у 60% детей нарушены межличностные отношения со сверстниками, 70% не владеют навыками саморегуляции, 80% детей имеют ограниченный круг представлений о космосе, 60% детей имеют низкий уровень развития двигательных умений и навыков.

Полученные результаты сподвигли нас разработать программу «Космос» для работы с детьми 6–8 лет по развитию физического и психического здоровья.

Цели и задачи.

Цель программы — формирование физического и психического здоровья.

Задачи:

  • развитие навыков самоорганизации и самоконтроля;
  • расширение кругозора детей в области знаний о космосе;
  • укрепление здоровья детей, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, повышение физиологической активности органов и систем организма;
  • развитие координационных способностей несовершеннолетних, нравственных и волевых качеств, содействие нормальному психическому и физическому развитию;
  • вовлечение детей в активную физкультурно-досуговую деятельность;
  • воспитание чувства дружбы, товарищества и взаимопомощи.

Этапы реализации программы.

В 2012 году было сформировано 2 группы детей в возрасте 6–8 лет, оставшихся без попечения родителей либо находящихся в трудной жизненной ситуации (12 человек), которые прошли обучение по программе «Космос»: 1 группа: февраль 2012 года, 6 человек; 2 группа: ноябрь 2012 года, 6 человек.

Перед началом занятий по программе для выявления уровня развития навыков саморегуляции, уровня развития навыков позитивного взаимодействия, уровня представлений о космосе, уровня развития базовых физических навыков и умений, и двигательной активности использовались диагностические методики «Капитан корабля», «Два домика», «Рисование флажков», «Солнечная система», диагностика физического развития: бег, прыжки, игра с мячом и т.д. После получения данных проведен качественный анализ результатов обследования каждого участника программы. Сделана оценка результатов.

После тестирования с детьми проведено 10 занятий. Все занятия последовательны, подтверждены логикой развития от простого к сложному, разнообразны и интересны. Они построены в форме игры, в виде увлекательных путешествий по планетам солнечной системы под руководством специалистов.

На занятиях специалисты стремились пробудить интерес детей к себе, показывали, что каждый человек индивидуален, имеет свой внешний образ и внутренний мир. В ходе занятий дети путешествовали по разным планетам, знакомились с ними, тем самым узнали много нового, учились взаимодействовать друг с другом, играть, уступать друг другу. Специалисты стремились научить детей владеть своим телом, контролировать себя, позитивно относиться к своему здоровью, привлекая детей к занятиям физической культурой и спортом.

Эффективной реализации программы способствовало применение интегрированных занятий, которые затрагивают развитие ребенка с разных сторон, все упражнения разнообразны: оздоровительные двигательные минутки, упражнения с предметами, игры, инсценировка, релаксационные упражнения.

Оздоровительные двигательные минутки, динамические часы, релаксационные упражнения помогали снять перенапряжение и перегрузки, являясь мощным, стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. На основе интереса детей к движениям происходит формирование умений и навыков обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивации на здоровье.

Для развития навыков позитивного взаимодействия применялись игры на сплочение, игры в команде.

В начале каждого занятия детям давалась новая информация о космосе, а полученная на предыдущем закреплялась. Для закрепления полученных знаний и получения обратной связи на последнем занятии использовался практический метод — аппликация. Дети составляли из различных подручных материалов ракеты, солнечную систему, а потом делились друг с другом впечатлениями.

Результаты и выводы.

Полученные результаты заключительной диагностики позволяют утверждать, что у большинства детей активно развиваются навыки позитивного взаимодействия (85%), навыки саморегуляции (80%), расширился круг знаний о космосе (90%), активно развиваются двигательные умения и навыки (80%). Таким образом, на заключительном этапе дети отмечают интерес к знаниям о космосе, о планетах, к играм, упражнениям, дети выразили желание стать такими же сильными, здоровыми и выносливыми как космонавты. Все участники положительно отозвались о занятиях программы «Космос».

Ценность программы «Космос» заключается в комплексном подходе к сопровождению детей в процессе реабилитации. Ее реализация дала возможность развить у детей координационные способности, нравственные качества, чувство взаимопомощи, навыки самоорганизации и самоконтроля, расширить кругозор, а также способствовала нормальному психическому и физическому развитию. 


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su