Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Обновление мира начинается с себя!» (программа формирования навыков самопрезентации у педагогов образовательных учреждений посредством использования интерактивных техник)


Актуальность, научная и практическая значимость.

Проблема самопрезентации личности является весьма актуальной в современной психологической практике. Публичный образ любого человека сравним с многослойным пирогом, приготовленным из смеси ингредиентов: имени, собственной символики, внешнего облика, поведения, личных качеств, особенностей. Начинка же состоит из массовых стереотипов, универсальных символов и индивидуальных ассоциаций. Для того чтобы начинка была вкуснее, а личность успешнее, можно попытаться избавиться от стереотипов, нарушающих представление о нас. Или поступить мудрее: заняться развитием собственных навыков самопрезентации — эффективной подачи себя.

Само понятие «самопрезентация» является настолько противоречивым, что в литературе заявлено несколько его определений: это и «форма коммуникаций со множеством препятствий» (И.А. Андреева), и «умение, выполняя учебную задачу, чувствовать себя хорошо и предъявлять собственную индивидуальность эффективно и органично» (Е.Н. Михайлова), и даже «танец между выраженностью, неповторимостью человека и деловыми рамками; возможность получить удовольствие за счет организации, перевыполнив все поставленные ею задачи» (Л.М. Кроль). Преимущества успешной самопрезентации заключаются в представлении о себе с использованием желаемой информации, в самоконтроле при проявлении ситуативных неожиданных эмоций, в умении находить способы взаимодействия с окружающими.

Согласитесь, не все представители сферы образования могут с уверенностью сказать, что способны эффективно общаться и с коллегами, и администрацией, и с родителями детей. Практика показывает, что педагогам свойственны некоторые качества, препятствующие налаживанию успешного делового общения, а, следовательно, мешающие успешной самопрезентации:

  • слабая стрессоустойчивость;
  • боязнь публичных выступлений;
  • низкая самооценка;
  • склонность к эмоциональному выгоранию;
  • недостаточность психологических знаний по формированию имиджа, использованию невербальной коммуникации, техник активного влияния на собеседника.

Мы предлагаем рассмотреть проблему формирования навыков самопрезентации у педагогов через призму делового общения, используя в качестве методов обучения интерактивные техники (деловые, творческие, ролевые игры, игры-проектирования, дискуссии, игры-самопредставления), реализуемые в ходе специально организованного управляемого процесса взаимодействия, направленного на акцентирование личностных достижений каждого участника группы в режиме совместной активной деятельности (тренинга).

Широкий спектр техник интерактивного обучения позволяет продуктивно использовать их при формировании навыков самопрезентации, поскольку их участник — не просто потребитель, а искатель; чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость. Интерактивные техники предполагают активизацию познавательной деятельности участников занятий, а также обеспечивают их активное межличностное взаимодействие.

Теоретическая основа проблемы формирования навыка самопрезентации индивида посредством активного межличностного взаимодействия базируется на работах И. Гофмана, М. Снайдера, И. Джонса. Российские исследования в этой области принадлежат Е.А. Доценко, Ю.М. Жукову, Е.Н. Михайловой.

Основное содержание работы.

Итак, процесс формирования навыков самопрезентации педагогов через использование интерактивных техник включает в себя реализацию следующих этапов:

1. Установочно-мотивационный этап.

Цель: разъяснение участникам реализации программы необходимости формирования навыков успешной самопрезентации, формирование у них устойчивой мотивации к дальнейшему тренинговому взаимодействию. Содержание этапа: проведение творческого семинара «Самопрезентация в образовательном пространстве».

2. Аналитико-диагностический этап.

Цель: определение факторов, способствующих / препятствующих успешной самопрезентации у педагогов. Содержание этапа: реализация диагностического инструментария (определение уровня эмоционального выгорания; уровня ситуативной, личностной тревожности и самооценки; выявление особенностей сформированности коммуникативной культуры).

3. Профилактически-развивающий этап.

Цель: формирование навыков самопрезентации у педагогов посредством использования интерактивных техник.

На тренинговых занятиях реализуется непосредственно технология формирования навыков успешной самопрезентации, которая состоит из 5 этапов.

Ключевая идея 1 этапа: «Обаяние — это когда тебе говорят “да”, когда ты ничего не просил». Педагоги учатся управлять впечатлением о себе и знакомятся с основами имиджевой культуры.

Лозунг второго этапа: «По одежке встречают — по уму провожают». Происходит отработка навыков уверенного поведения и саморегуляции; приобретаются навыки выявления барьеров и «помощников» в деловом общении

«Выразительный взгляд, кстати сделанное телодвижение стоят иногда гораздо более всех речей». Участники овладевают некоторыми техниками невербальной надстройки в процессе общения; отрабатывают навыки активного слушания.

«Каждый человек меня в чем-то превосходит и я готов у него поучиться». Педагоги расширяют представления о специальных возможностях оратора, получают возможность продемонстрировать и оценить свои интонационные особенности в общении.

«Заговори, чтобы я тебя увидел». Участники получают возможность осознать важность обратной связи в межличностном общении, закрепляют умение пользоваться языком жестов, мимикой и телом при составлении собственного публичного выступления.

Содержание: реализация десяти специально организованных занятий (по два занятия на решение задач каждого блока), строящихся на тренинге как эффективном методе интерактива. Методы: собственно интерактивные техники (деловые, творческие, ролевые игры, игры-проектирования, дискуссии, игры-самопредставления), игры-«ледоколы», элементы арт-терапии, телесно-ориентированные техники.

4. Итоговый этап. Цель: отслеживание эффективности реализованного психологического сопровождения педагогов по проблеме формирования навыков самопрезентации посредством использования интерактивных техник. Содержание: проведение второго среза диагностического исследования с помощью методик, используемых на аналитико-диагностическом этапе.

Результативность.

Программа «Обновление мира начинается с себя!» реализовывалась на базе МКДОУ детского сада общеразвивающего вида №180 г. Кирова в течение года. Формируя навыки успешной самопрезентации у педагогов, мы получили следующие результаты:

  • 88% педагогов имеют адекватную самооценку и высокий уровень коммуникативной культуры;
  • увеличилось количество педагогов, участвующих в конкурсах, городских и областных конференциях;
  • возросла заинтересованность педагогов в реализации собственных муниципальных проектов;
  • у 75% педагогов отсутствуют симптомы эмоционального выгорания.

Таким образом, система работы по формированию навыков самопрезентации у педагогов посредством использования интерактивных техник способствует развитию личностных и профессиональных качеств участников педагогического процесса, а также осуществлению эффективной коммуникации друг с другом.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su