Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Жить, чувствовать, любить, свершать открытья!», клуб рукоделия как тренинг-площадка эмоционального здоровья пожилых людей (тренинговая программа)


Какие организации у нас на сегодняшний день занимаются проблемами пожилых людей помимо социальных и медицинских служб? Кто принимает участие в их проблемах одиночества и семейного благополучия, в психологической адаптации к новым условиям жизни?

В других возрастах у людей есть специальные попутчики по таким вопросам: у детей это – воспитатели, педагоги, психологи, у молодёжи – друзья, наставники, социальные сети. А вот у пожилых людей на сегодняшний день почти нет мест, где они могли бы встречаться и общаться по поводу какой-либо совместной деятельности, сотрудничать. Где они вступали бы в новые отношения, создавали бы разнообразные коммуникации с людьми – дружеские, приятельские, кооператорские, в которых они могли бы реализовать свои потребности в дружбе, симпатии, признании. Где они могли бы проявить и прочувствовать весь спектр человеческих переживаний: знакомство, самопрезентация, узнавание другого, возникновение привязанностей, предпочтений, корректирование своего поведения, учитывание интересов коллектива, переживание конфронтации. Все эти этапы соприкосновения индивида с социумом жизненно важны и в молодости, и в старости. Такая «душевная зарядка», как регулярная физическая нагрузка для тела, позволяет поддерживать человеку эмоциональное состояние в «форме» в любом возрасте.

Именно такой клуб мне удалось сформировать в 2011 году. Но предшествовал этой работе путь длиною в 5 лет.

Сначала это был клуб любителей лоскутного шитья при общеобразовательной школе № 54. Школа не совсем простая – в ней организована работа `Воскресной школы, проводятся областные Кирилло-Мефодиевские чтения, организована курсовая подготовка для педагогов района по курсу «Основы православной культуры». И то, что при этой школе была действующая часовня, и что название школы – «Воскресение» сыграло свою положительную роль. Люди (в основном, конечно, женщины) шли сюда за теплом, за помощью, за мудрым словом. Неслучайно первое название клуба было «Душегрея». Иногда они даже сами чётко не понимали, к кому шли – к Богу, или в церковь, или в школу… А в итоге получалось – оказывались среди людей. Таких же, как и они, нуждающихся в тепле и участии. Но с увлечением, с делом в руках.

Известно, что ручная работа, женское рукоделие издавна считались одним из видов психотерапии. Увлекаясь, творя какое-либо изделие, человек как будто обновляется. Активизируется работа правого полушария головного мозга, что способствует улучшению интуиции, образного мышления, пространственной ориентации. И всё это способствует установлению баланса в эмоциях, чувствах, жизнеощущении.

Игумения Евгения Мещерская, основательница Борисо-Глебо-Аносина девичьего монастыря, в своих письмах-беседах к своей дочери в 1807 году так писала о пользе женского рукоделия для регулирования психологического состояния: «Для женщины рукоделие необходимое занятие. Оно бывает ей нужно в бедности, в которой человек, какое бы он не имел состояние, находиться может; или даже как удовольствие, ибо случается работать для любезных нам людей, в знак памятования о них, и для себя, в дом (свой труд всегда приятнее иметь на глазах, нежели чужой), или еще когда находишься в таком состоянии здоровья, что не можешь ни читать, ни рассуждать, — сие часто бывает с людьми слабого здоровья, — тогда, чтобы не быть в праздности, занимаешь себя каким-либо рукоделием и время проходит не так скорбно. Я это по себе знаю, ибо часто, по болезни своей, бываю в таком положении, а не быв смолоду приучена к рукоделию, провожу много тягостных часов, почему паче и советую тебе любить рукоделие».

Советы эти не устарели. К примеру, о том же 12 ноября 2011 года на телеканале «Дождь» в своём мастер-классе «Какими качествами должен обладать лидер», говорила российский политик, писатель, теле- и радиоведущая Ирина Хакамада: «Главный ключ к появлению профессиональной интуиции: первое - паузы. … Чтобы переключить, освободить сознание, и из подсознания вытащить информацию, займитесь тем, что вам нравится. Спорт не подходит. То есть, если вам нравится спокойное кино – возьмите спокойное кино и увлекитесь им. Если любите вязать – вяжите, если собирать кораблики – пожалуйста, писать иероглифы – пожалуйста. Всё, что угодно, займите руки и воображение, руки и воображение».

Постепенно к лоскутному шитью добавились и другие современные виды рукоделия – декупаж, валяние, вышивка лентами. Главное, они были не очень сложные в освоении, что очень важно для пожилого контингента. Но в приоритете всё же всегда оставался пэчворк: не затратно, в дело идут все лоскутки, можно работать с любым уровнем подготовки - и «с нуля», и имея швейное образование.

Всё больше и чаще стали приходить пенсионеры, приводить своих знакомых, подруг, приятельниц. Старались сделать что-то для школьных праздников, для школы, любезно приютившей наше сообщество. Собирались по субботам после обеда. Обязательно с чаепитием, с рассказами о своём житье-бытье.

Со временем я стала использовать эти посиделки как экспериментальную площадку для обкатки своих тренингов. Как пожилые люди воодушевлённо и радостно в них участвуют! После тренинга «Научись принимать похвалу» пожилые дамы ещё долго передавали мне информацию о том, как изменилась их жизнь, как они по-новому реагируют на комплименты, на свои успехи. И затребовали новый тренинг: «Нам бы вот что-то про женское. Про то, как быть женщине счастливой и в нашем возрасте!» Пришлось по заявкам создавать, изобретать новый тренинг. Назвала я его «Женственность после 50. Где взять и куда девать?» И с каким удовольствием я его делала! Потому что на заказ, для конкретных милых дам-подружек. И потому что место, где я его собиралась проводить, известно. Собрались мы все, как и обычно – с новыми творческими идеями, со сшитыми изделиями, с чаем, с новыми приведёнными подружками-пенсионерками! Так у пожилых людей, приходящих в наш клуб, возникают реальные, настоящие неформальные отношения - те, где присутствует личный момент. Личностные, индивидуальные взаимодействия людей как носителей индивидуального культурного опыта. Такие отношения определяются индивидуальными решениями, эмоциями. В процессе люди меняют сложившиеся взгляды, установки, привычки, становятся гибче, терпимее, великодушнее.

Однажды привели бабушку с сильнейшей афазией. Но у неё так загорелись глаза на всё наше творчество, что она тоже захотела непременно что-то создать. И единственное, на что она была способна, это нанизать бусины и пуговицы на шнурок. Но как мы все были рады этому её творению! И родственники этой бабушки передали, что она очень изменилась, стала мягче, сговорчивее. Изредка, но приходит к нам, по субботам, в школу «Воскресение», в клуб «Вероника». Теперь он так называется, по имени Веры Николаевны Чвановой, нашей главной мастерицы и рукодельницы.

Физическая, социальная и, главное, эмоциональная активность, возможность проявлять самостоятельность для пожилых людей является одним из важнейших факторов поддержания в норме психологического здоровья, что продлевает жизнь и улучшает ее качество.

 


Нагорнова Наталья Анатольевна - психолог, место работы – «Самарастат», должность - главный специалист-эксперт. Сфера научных интересов – педагогическая психология.

Основные публикации:

  1. «Критические заметки к государственному проекту – всероссийской переписи населения». Материалы Воронежской научной конференции.
  2. «Пойти в церковь или на арт–терапию?», Как выхлопотать медицинский полис, или На пути к социальной зрелости». Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО XXI ВЕКА апрель 2011 г. Приложение к журналу «В мире научных открытий» Выпуск 1.
  3. «Идентификация личности с родным языком и именем». Сборник научной конференции Башкирского государственного университета.
  4. «Этнос как ресурс для самоидентификации личности». Сборник научной конференции Башкирского государственного университета.
  5. «Как вспомнить забытое». Материалы Международной научной конференции «Актуальные аспекты современной психофизиологии». 22 августа 2011.
  6. «Сознание своих ресурсов как побуждение к действию». Материалы IIвсероссийской научной конференции «Психология сознания: современное состояние и перспективы», 29 сентября – 1 октября 2011 г., Самара.
  7. «Изучение своей родословной как ресурс личностной свободы». Сборник Московской научной конференции с международным участием.
  8. «Православное воспитание материнства». Сборник Московской научной конференции с международным участием.
  9. «Отдать взрослого ребёнка в хорошие руки». Сборник Московской научной конференции с международным участием.
Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su