Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«"Важней всего погода в ДОУ", создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе» (проектная деятельность педагога-психолога в ДОУ)


Психолог в образовании обязательно ведет работу с педагогическим коллективом. В данном проекте  я попыталась обобщить и систематизировать свою работу в этом направлении.

Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами воспитателя, среди которых организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат и другое. Работа с детьми осуществляется не одним педагогом, а во взаимодействии с коллегами.

Поэтому важно создать благоприятный психологический климат среди сотрудников, развить умения и навыки гибкого выхода из конфликтных ситуаций.

Наличие эмоциональной напряженности особенно ярко проявляется у молодых воспитателей. Напряженные ситуации педагогической деятельности вызывают у них неадекватную оценку происходящего, импульсивные действия по отношению к детям, окрики, одергивания, способствуют формированию таких личностных черт, как безынициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности. На практике я вижу, что стремление ВУЗов разнообразить образование студентов, включая попутные специальности (не просто воспитатель, а еще и психолог или логопед) ведет на самом деле к ухудшению качества получаемого образования. Молодые специалисты получающие верхушки разнообразных знаний, на самом деле, в последнее время, плохо владеют даже методикой проведения занятий с дошкольниками.  В итоге, на практике, во время работы в детском саду мы имеем неуверенных в себе педагогов. Именно поэтому в проект включена задачаповышения  уровня знаний педагогов по способам взаимодействия с различными категориями детей.

С другой стороны профессия педагога относится к духовно опасной. Взгляд на педагога как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост, ведет педагога к эмоциональному выгоранию.  Поэтому большое значение для педагога имеет сохранение психического здоровья. Формирование психологического здоровья педагога в настоящее время приобретаеттакое же значение, как и его профессиональная подготовка. 

Мною разработан и совместно с руководством апробируется в нашем дошкольном учреждении проект «Важней всего погода в ДОУ»

Объект исследования: педагогический коллектив МДОУ

Предмет исследования: психологический климат в коллективе.

Цели:

  • Совершенствовать психологическую компетентность педагогов;
  • Обеспечить реальную гуманизацию взаимодействия детей и педагогов;
  • Помочь наиболее успешно реализовать себя в поведении и деятельности;
  • Способствовать сохранению психического здоровья.

Задачи проекта:

  1. Повысить уровень знаний педагогов по способам взаимодействия с различными категориями детей. Помочь осуществить индивидуальный подход в общение с детьми.
  2. Развитие коммуникативных навыков, навыков выхода из конфликтных ситуаций.
  3. Овладение навыками управления стрессом (противострессовая переделка дня).
  4. Овладение навыками релаксации, мышечного расслабления, визоаулизации, концентрации.
  5. Овладение дыхательными техниками.
  6. Способствовать развитию психологической грамотности педагогов.

Гипотеза: Если провести с коллективом педагогов работу по совершенствованию психологической компетентности, по развитию коммуникативных навыков, обучить их навыкам релаксации и дыхательным техникам, навыкам выхода из конфликтных ситуаций, обучить приемам выхода из стресса и его профилактике, провести профилактическую работу по эмоциональному выгоранию педагогов, то психологический климат в коллективе улучшиться, улучшится психическое здоровье педагогов.

Практическая значимость проекта заключается в подборе диагностического материала, составление и подборе тренингов, семинаров, упражнений,  разработке памяток, составление консультаций по вопросам сохранения психического здоровья, профилактике эмоционального выгорания составлении картотеки по дыхательным и релаксационным техникам.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  1. Улучшение психологического климата в коллективе;
  2. Улучшение психологического климата в группах ДОУ и тем самым повышение психологической защищенности каждого ребенка, укрепление его психического здоровья;
  3. Рост творческого потенциала педагогов;
  4. Улучшение психического, а вместе с тем и физического здоровья педагогов.

Апробация проекта начинается с диагностики, которая включает в себя: диагностику психологического климата в коллективе, диагностику эмоционального выгорания Бойко, диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой),диагностику уровня тревожности и агрессивности педагогов, диагностику на стрессоустойчивость. Затем проводятся тренинги по взаимодействию с различными категориями детей, консультации по сохранению психического здоровья, тренинг по психотерапии профессиональной усталости, тренинги по обучению методам саморегуляции и релаксации, обучению дыхательным техникам, коммуникативные тренинги как с воспитателями, так и с младшими воспитателями, семинар по здоровому образу жизни, разработаны рекомендации по сохранению психического здоровья, педагоги обучаются как вести себя в стрессовых ситуациях, приемам противострессовой переделки дня и многое другое. 

Длительность проекта 5 лет.

Результаты диагностики

Психологический климат в коллективе определялся в анкете по определенным критериям. После реализации проекта удовлетворенность перечисленными в анкете критериями выросла в среднем на 10-15 процентов. Так на 7% выросла удовлетворенность работой в детском саду и взаимоотношениями с коллегами, на 12% улучшилось настроение в коллективе,на 8% - творческая атмосфера в коллективе, на 15% согласованность действий педагогов, остались неизменными критерии которые к сожалению не зависят от работы психолога – это удовлетворенность материальной базой, заработная плата.  Я думаю, что показатели были бы выше, если бы не незначительная текучка в коллектве. По смене месте жительства и в дектеретный отпуск ушли 20% коллектива педагогов.

Уровень тревожности педагогов.

Методика измерения уровня тревожности Тейлора. За время проведения проекта уровень тревожности педагогов снизился на 20%

Определение уровня депрессии Т.И. Балашова: в состоянии без стресса находилось в начале реализации проекта 46% педагогов, на конец – 65%. Субдепрессивное состояние испытывают 6 процентов педагогов, на 50% меньше, чем на начало проекта. На конец осуществления проекта не выявлено не одного педагога, испытывающего сильную депрессию.

Диагностика профессионального «выгорания»(К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)

Эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личных достижений – это составляющие «профессионального» выгорания. Как мы видим из диагностики все эти составляющие уменьшились на 10 – 15 процентов, что говорит о снижении количества педагогов, испытывающих это состояние.

Заключение

По результатам проведения итоговой диагностики видно, что психическое состояние педагогов улучшилось.  Снизился уровень тревожности, уменьшилось количество депрессивных состояний и состояний, составляющих «профессиональное» выгорание педагогов. С другой стороны по результатам анкетирования улучшился психологический климат в коллективе. Результаты проведения проекта видны и визуально. Педагоги стали более доброжелательно общаться друг с другом, за последний год нет не одного конфликта в коллективе. Количество больничных листов по болезни сотрудников снизилось на 30%, что говорит и о улучшении физического здоровья.

Таким образом, очевидно, что цели и задачи, поставленные в проекте, достигнуты. После проведенной работы с коллективом педагогов по совершенствованию психологической компетентности, по развитию коммуникативных навыков, обучению их навыкам релаксации и дыхательным техникам, навыкам выхода из конфликтных ситуаций, обучению приемам выхода из стресса и его профилактике, проведению профилактической работы по эмоциональному выгоранию педагогов, пропаганде здорового образа жизни психологический климат в коллективе улучшился, улучшилось психическое здоровье педагогов.


Королева Татьяна Александровна - педагог-психолог высшей категории, практический психолог. Место работы: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Звездочка».

Основные публикации: напечатана книга «Открой себя миру» , издательство ГОУ ДПО(ПК) С «Марийский институт образования», несколько статей в сборнике «Мозаика» управлении образования г. Йошкар-Ола, Обобщала представленный опыт на республиканских и межрегиональных конференциях.

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su