Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Геронтологический договор как темпоральная форма регуляции отношений между поколениями» (статья с описанием проективного сотрудничества педагогов по вопросам семейной психологии)


Стареющий человек не всегда считается даже со справедливыми пожеланиями своих близких. Зачастую менее настороженно воспринимают они рекомендации опосредованного характера – обычно это советы и наблюдения посторонних людей, телеперсонажей, авторов книг.

Однако можно, оказывается, опосредовать, отдалить и проблемную информацию в коммуникативной сфере близких людей, и даже собственную.

По инициативе семьи из города Белорецка в Белорецкой Педагогической Гостиной, объединяющей специалистов образования, социальной работы, здравоохранения, руководителей учреждений и общественных деятелей, начата практико-исследовательская фаза социального проекта «Геронтологический договор».

Актуальность проекта: культура семейного воспитания в стране и в мире испытывает кризис, и не только кризис утраты созидательных традиций, устоев, социально-экономических условий для её поддержания. В России значительная часть социума активно приобщается к радикальным идеям пересмотра семейных отношений, борьбу с половым шовинизмом превращающим в антиполовой шовинизм. А если нет слов «папа» и «мама» - роль бабушек и дедушек проблематична.

Конечно, любой кризис может стать и ресурсной, и операциональной базой позитивного развития, таким образом, целью наших социально-педагогических исследований в широком смысле является поиск и предложение социуму методических продуктов для инициации системообразующих процессов, создающих основу нового качества и позиционирования семьи.

Титульной целью данного проекта является разработка методического подхода к саморегулированию семейных отношений посредством сознательной канализации текущей и предполагаемой в перспективе информации между членами семьи по вертикальной генеалогии. Вместе с тем участники проекта с самого начала с пониманием отнеслись к более глубоким задачам, решаемым в ходе актуальной работы:

  • обновление сферы семейного общения и самосознания членов семьи;
  • обобщение и анализ факультативных моментов исследования;
  • углублённый самоанализ инициативных членов эксперимента (т.е. взрослых, ухаживающих за престарелыми родственниками, ведущих дневник, обращённый к самим себе, и другие документы самонаблюдения и интеграции);
  • вовлечение детей не столько в операциональную часть проекта, сколько в атмосферу доброжелательного поиска коррелятов, самоанализа, доброго юмора взрослых с формированием созидательного диалога поколений.

Таким образом, мы создаём условия для создания семейных отношений, которые необходимы в плане воспитания активности самостоятельности у детей, их осознанного самоопределения, что соответствует современным ФГТ.

Рабочей гипотезой текущего этапа сотрудничества семей и специалистов Белорецкой Педагогической Гостиной было следующее: опыт анализа отношений в своей семье и, соответственно, самоанализ участников уже само по себе достаточны для благоприятного воздействия на всех членов семьи, что ощущается эмпирически, сказывается на снижении конфликтности и в результативности актуальной работы.

Предполагаемые результаты, таким образом, представили собой следующую группу:

1. улучшение микроклимата в семье, имеющей престарелого или тяжко болеющего родственника. Определяется:

а) по самоощущению,

б) по количеству и направленности конфликтов,

в) по появлению/усилению созидательных инициатив;

2. развитие аналитического компонента взаимоотношений, а также данного исследования. Определяется:

а) по качеству обсуждения,

б) по продуктивности методического сотрудничества,

в) по расширению поля деятельности синергий;

3. благоприятная субъективизация участия детей в семейном общении. Определяется:

а) вербально (количественно и качественно),

б) в изобразительной деятельности («Моя семья», «Моя бабушка», «Автопортрет в интерьере»),

в) в повышении активности участия в жизни семьи.

Содержание и этапы работы

Взрослые люди, ухаживающие за престарелыми родственниками, записывают свои претензии к ним по следующим пунктам:

  • «Надо делать так».
  • «Так поступать нельзя».
  • «Подумать об этом».
  • «Не допускать таких мыслей».
  • «Искать общий язык».
  • «Прислушаться к близким».
  • «Обсудить разногласия».

Суть предлагаемой идеи состоит в зеркальном восприятии проблем общения и быта близких людей применительно к перспективе собственного поведения: «Вот когда станешь старенькая – сама так не поступай», «Делай так».

Обратимость субъектной позиции здесь позволяет и более адекватному взрослому лучше понять больного человека, адресуясь и к самому себе в перспективе.

Поиск вербальных средств выражения своей позиции, согласования инициатив, конечно, не всегда достаточно эффективен, но методика облегчает психологический настрой участников, инициирует обязывающий компонент, даёт возможность сформировать доброе юмористическое отношение к ситуации.

На основе наблюдений в различных семьях были разработаны обобщённые рекомендации, подготовлены материалы и формы для микросоциального сотрудничества.

Практики отмечают, что даже постановка проблемы и определение задач сотрудничества задаёт благоприятный настрой в семье, привлекает к активности, инициирует созидательные механизмы. Первоначально большинству участников наиболее продуктивным направлением представляется раздел «Как не надо делать», так как здесь более выражен конфликтогенный компонент и в то же время проще объяснить свою позицию, понятнее реалии.

Однако затем ресурс консенсуса расширяется, что позволяет пересматривать позиции сторон и в рефлексивном направлении.

Интересны результаты дискретных наблюдений, когда участники периодически сопоставляют свои пожелания и рекомендации, а значит, и в перспективе – собственные обязательства на будущее со знаковыми событиями в своей жизни, с опытом семьи, с общественным укладом. Семейное самопознание обнаруживает значительные возможности и для изучения причин разногласий, и для прогнозирования. Приведу аналогию из семейного педагогического опыта: как правило, люди соотносят факты, кто в детстве когда начал говорить (ходить, ползать), какие были привычки (ошибки, трудности), какие приёмы помогали в регуляции проблем и др..

Проблемы более зрелого возраста также могут быть сопоставлены, коррелируют в тех же связях и зависимостях, имеют сходную реактивность.

На самом деле такой договор состоит из обязательств человека перед самим собой, поэтому, соответственно, основная работа происходит на стадии подготовки, заполнения, поправок в этот непростой документ.

Участники находят в себе задатки будущих возможных капризов, устанавливают скрытые тенденции, намечают пути смягчения противоречий и предупреждения конфликтогенных привычек.

Заполнение договора в данный период предпочтительно «от руки». Личный почерк может служить дополнительной гарантией личного авторства человеку с возрастными изменениями личности. Опыт участников проекта показал, что информативность ручного документа могут повышать и расположение текста, и зарисовки, и исправления, и подчёркивания.

Анализ результатов

Выразили согласие участвовать в проекте 8 семей, имеющих престарелых, длительно болеющих, не всегда адекватных родственников. Примечательно, что все участники обсуждения данного методического подхода ощутили действенность предлагаемых приёмов непосредственно, отмечая благоприятные последствия даже кратковременного самоанализа в микроклимате семьи.

Количественные показатели в семьях-участниках эксперимента представили собой картину со значительным размахом: от 10 до 25-30% - но и статистической ясности на данном этапе вряд ли следовало ожидать.

Качественные особенности изменений, испытываемых семьями в ходе сотрудничества, характеризуют в значительной степени активность участников и готовность их к самоанализу.

Примечательно, что большинство взрослых подчёркивает необходимость наблюдения за детьми не только при просмотре семейных фотографий и печатного стимульного материала, но и в ходе тематического рисования, изготовления поделок, - изменившаяся тональность отношения, вербализация деятельности подсказывают взрослым интересные выводы, намечают направления сотрудничества.

Не все семьи выразили готовность обнародовать свои дневники для анализа, большая часть взрослых предложила выборочные материалы, 2 семьи – свои аналитические выводы. Мы, конечно, не ставили целью на данном этапе сформулировать далеко идущие выводы – но следует, видимо, в дальнейшем структурировать подобные тенденции.

Участники проекта справедливо указывали на необходимость разработки подобного методического подхода к семьям, имеющим детей-инвалидов, и даже пробовали моделировать вариативные формы, но продуктивным представляется в данный момент  провести параллели не по вертикали, а по горизонтали генеалогии, то есть подобрать приёмы  для самоанализа других детей в семье, имеющей ребёнка-инвалида.


Елена Владимировна Рыбакова - дефектолог Белорецкой психолого-медико- педагогической комиссии, руководитель Белорецкой Педагогической Гостиной.

Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su