Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Разработка и апробация модели формирования ценностного отношения к социальной успешности у подростков и юношества в условиях профильной смены летнего лагеря» (социальный проект)


Современное общество – общество, ориентированное на определенный уровень достижений. При этом центральное место в стремлении быть успешным занимает прагматическая направленность.

Подростковый и юношеский возраст является сензитивным для социализации человека. Современный молодой человек с одной стороны: стремится к успеху и высоким идеалам, ставит перед собой колоссальные цели, имеет огромные ресурсы и энергию для их реализации; с другой стороны: не обладает жизненно важными умениями, позволяющими созидать и развиваться, вектор приложения его  усилий часто не определен и чрезмерно внешне ориентирован (И.Кон., Е. Емельянова).

В этом контексте актуальным становится формирование в подростковом и юношеском возрасте ценности социальной успешности как внутреннего качества личности, связанного с переживанием чувства удовлетворенности  собой, собственными достижениями и умениями.

Модель формирования ценностного отношения к социальной успешности  у подростков и юношестваявляется универсальной и может быть использована в работе любых образовательных пространств.

Разработана, апробирована система подготовки специалистов для реализации системы психолого-педагогического сопровождения профильных смен в летнем оздоровительном лагере.

Цель проекта: создание условий для формирования ценностного отношения к социальной успешности у подростков и юношества в условиях профильной смены летнего лагеря.

Задачи:

  • определить теоретические основы проблемы формирования ценностного отношения к социальной успешности у подростков и юношества;
  • разработать и апробировать программу подготовки вожатского отряда к созданию и реализации модели в условиях профильной смены;
  • разработать и реализовать модель формирования ценностного отношения к социальной успешности у подростков и юношества в условиях профильной смены летнего лагеря.

Этапы работы

Подготовительный этап:

Создание информационно-справочной базы по проблемам:

  • определения сущности, подходов к определению понятий и структуры исследуемых феноменов;
  • отбора методов, форм, средств формирования ценностного отношения к социальной успешности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников;
  • моделирования системы формирования ценностного отношения к социальной успешности у подростков и юношества.

Организационный этап:

  • формирование и теоретическая подготовка вожатского отряда из числа студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология» для разработки и реализации модели (на основе применения модели экспериментального обучения Д. Колба).

Этап моделирования:

  • этап постановки задачи (разработка вожатским отрядом целей и задач модели);
  • этап разработки модели (определение характеристик структуры и организации модели: выявление представлений о социальной успешности – выявление представлений о необходимых умениях социально успешного человека и способах их развития – формирование мотивации успеха достижения социальной успешности – создание ситуации достижения социальной успешности на основе применения умений - рефлексия);
  • этап экспериментирования (отработка основных этапов и способов реализации модели вожатыми на себе);
  • этап анализа результатов моделирования (корректировка структуры и организации модели, оценка готовности модели к практической реализации).

Этап апробации модели:

Реализация модели в условиях профильной смены летнего лагеря:

  • диагностика представлений о социальной успешности и необходимых умениях социально успешного человека (метод «Коллажа»);
  • определение иерархии (для отряда в целом и личности, в частности) значимых представлений о социальной успешности и необходимых умениях социально успешного человека (метод Мозгового штурма);
  • включение подростков и юношества в ролевую игру «Страна избранных», позволяющую реализовать механизм формирования ценностного отношения к социальной успешности (знание об объекте – умение взаимодействия с объектом – значимость объекта);
  • разработка и реализация отрядами системы мероприятий, создающих условия  для получения опыта, овладения новыми умениями социально успешного человека (промежуточная диагностика, следящий контроль, рефлексия);
  • итоговая диагностикапредставлений о социальной успешности и необходимых умениях социально успешного человека.

Заключительный:

  • внутренняя и внешняя оценка результативности модели формирования ценностного отношения к социальной успешности у подростков и юношества в условиях профильной смены летнего лагеря.

Количественные результаты:

  • более 200 человек – участников смены из 15 муниципальных образований Архангельской области получили опыт развития умений социально успешного человека, социально значимой деятельности;
  • разработана  и апробирована модель формирования ценностного отношения к социальной успешности у подростков и юношества;
  • разработана и апробирована система подготовки вожатых (в количестве 30 человек)из числа студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология»для реализации модели в условиях профильной смены.

Качественные результаты:

  • расширены представления о феномене социальной успешности у участников смены;
  • сформированы новые смыслы, мотивация и опыт социальной успешности;
  • изменены отношения  и освоены новые средства и способы достижениям социального успеха;
  • сформированы новые смыслы и мотивы в профессиональном развитии у студентов-участников вожатского отряда.

Выводы

Разработанная модель, психологически содействующая формированию ценности социальной успешности, представлена в единстве целей, задач, направлений, средств и способов организации жизнедеятельности участников в образовательном пространстве.Основа модели − создание условий, в которых достижение  социального успеха определяется  накоплением и осознанием личного и коллективного ресурса позитивного опыта  в ситуациях требующих волевых  усилий,  принятия ответственности, риска, выносливости, творческого подхода, гуманности, заботы.


Пачина Светлана Васильевна - к.п.н., доцент, место работы - кафедра педагогики и психологии общего и профессионального образования Гуманитарного института филиала САФУ имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске Архангельской обл. Сфера научных интересов - теория и методика воспитания, профориентология.

Всего 17 научных публикаций, в том числе:

  1. Пачина С.В., Сковородкина И.З. Преемственность в воспитании студенчества в отечественном высшем образовании первой трети ХХ века»: Монография. – 151 с. – Деп. в УРАО ИТИП 31.05.2010, № 11-10.
  2. Пачина, С.В. Об особенностях постановки цели воспитания в отечественной высшей профессиональной школе в 1905-1928 гг. [Текст] / Пачина Светлана Васильевна // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. - 2008. - N 12(88): Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения). - С.221-226.
  3. Задачи и содержание работы центра психолого-педагогических инноваций факультета гуманитарного вуза. Инновации в сфере науки и образования Европейского Севера России: сборник научных трудов / (сост., отв. ред. Н.В. Осколкова, С.А. Смирнова): Федер. Агентство по образованию. Гос. образоват. учрежден. высш. проф. образования «Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова», Северодвинский филиал. – Архангельск, 2010. – С. 189-192

Каданкова Наталья Николаевна - к.пс.н., доцент, И.О. зав. кафедрой педагогики и психологии общего и профессионального образования Гуманитарного института филиала САФУ имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске Архангельской обл.

Всего 39 научных и научно-методических публикаций, в том числе:

  1. Анализ понятия «психическое развитие» в общей и детской (возрастной) психологии (статья)// XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. Межвузовский сборник научных трудов. Вып.15/под общей ред. С.Н. Волкова. – Пенза: Изд-во Пензенской государственной технологической академии, 2011. (0,5 п.л.).
  2. Каданкова Н.Н. Методологические проблемы современных «Школ лидеров». Образование в социально-культурном контексте Северного региона: материалы науч.–практ. Конф. Вып.2/сост. Е.В. Михайленко; под науч. ред. Э.И Николаевой. – Архангельск: Поморский университет, 2010.(0,3 п.л.).
  3. Каданкова Н.Н., Крутий И.А. Вклад высшего образования в развитие человеческого капитала // Труды СГУ: Серия «Психология и социология образования».– М.: СГА, 2005. (0,8 п.л.).
Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su