Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Здоровый образ жизни как условие устойчивого развития студента и источник его конкурентоспособности»


Цель проекта программы: развивать у студентов понимание значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни; разработать комплекс мероприятий, направленных на развитие основ здорового образа жизни субъекта образовательного процесса как условия его устойчивого развития и источника конкурентоспособности.

Миссия программы:  научить студентов «безопасному плаванию по жизни» в условиях жесткой конкуренции

Задачи проекта программы:

  1. Охарактеризовать на основе теоретического анализа процесс развития здорового образа жизни студентов в процессе обучения, принципы его реализации;
  2. Разработать  комплекс мероприятий по развитию здорового образа жизни студента в рамках проекта программы;
  3. Описать разработку релаксационно-восстановительной программы  «Психология здоровья».

Ожидаемые результаты

В результате реализации проекта программы будут:

  • снижена заболеваемость или стабилизация психологического здоровья студента вуза (в зависимости от первоначального диагноза),
  • повышено качество обучения за счет уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус студента;
  • апробированы элементы методик по диагностике, прогнозу и коррекции   предрасположенности к вредным привычкам;
  • увеличено число студентов, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;
  • разработана релаксационно-восстановительная программа «Психология здоровья»;     
  • разработаны рекомендации для студентов, администрации вуза и факультетов, кураторв и преподавателей, позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения;
  • создана комната психологической разгрузки для  студентов;
  • организована система факультативных занятий по формированию ЗОЖ в образовательном процессе вуза.

Предполагаемые результаты

Результативность программы может прослеживается через мониторинговую деятельность, включающую в себя психолого-педагогическую диагностику.  

В результате работы может быть построена модель здорового студента.

Описания разработки  релаксационно-восстановительной программы  «Психология здоровья»

Сегодня проблема сохранения здоровья студенчества России по праву стала одним из приоритетов государственной социальной стратегии. Образовательное пространство вуза формирует социо-культурные ценности, стиль жизни, нормы поведения молодежи, которые способствуют или препятствуют формированию здорового образа жизни молодого человека.

Проект программы направлен на развитие российского  образования в обустройстве и охране здоровья субъектов образовательного  прстранства, в пропаганде и формировании здорового образа жизни студенчества, в распространении здоровьесберегающих технологий среди молодежи, что является условием устойчивого развития студента и источником его конкурентоспособности.

В основных положениях пректа программы нашли отражение современные научные достижения в области медицины, психологии, философии, теории развития индивидуального и общественного сознания, гуманистического просвещения.

Наиболее близким к заявляемой релаксационно-восстановительной программе «Психология здоровья»  является ментальный тренинг по Л. Э. Унесталь, основанный на психотехнике "ключа", т.е. на создании условных рефлексов на расслабление. При заявляемой программе не требуется активного волевого усилия для расслабления, т. е. для этого достаточно вспомнить о предлагаемом образе или мысленно представить его, после чего автоматически за счет условных рефлексов возникает состояние расслабления.

Заявляемая релаксационно-восстановительной программа «Школа здоровья»   лишена монотонности, т. к. на каждом последующем этапе появляется новый элемент психотехники, связанный с приятными эмоциональными переживаниями, что и поддерживает интерес у  студентов.

Благодаря контролю пульса, осуществляют дозирование психофизических упражнений: если пульс выше исходного (оптимального для участника), то длительность одного упражнения увеличивают до тех пор, пока пульс не будет ниже исходного. Это позволяет расширить применение психофизической регуляции.

Релаксационно-восстановительную программу«Психология здоровья» осуществляют следующим образом:

На первом этапе программы  осуществляют последовательное расслабление мышц в целом по телу (напрягая и расслабляя их) и концентрируют внимание на разнице в ощущениях (2 элемента), контроль частоты пульса.

На втором этапе концентрируют внимание на отдельных частях тела и представляют потоки энергии (2 элемента), контроль частоты пульса.

На третьем этапе расслабляют мышцы, концентрируют внимание, представляют потоки энергии в сочетании с актом дыхания (3 элемента), контроль частоты пульса.

По окончании этих этапов наступает минимальная степень релаксации.

Четвертый этап - расслабление мышц, концентрация внимания, представление потоков энергии в сочетании с актом дыхания, визуализация образов с помощью "ментального экрана" (4 элемента), контроль частоты пульса.

На пятом этапе к расслаблению мышц, концентрации внимания, представлению потоков энергии в сочетании с актом дыхания, визуализацию образов осуществляют совместно с визуализацией цвета (4 элемента), контроль частоты пульса.

По окончании этих этапов наступает средняя степень релаксации.

Шестой этап включает расслабление мышц, концентрацию внимания, представление потоков энергии в сочетании с актом дыхания, визуализацию образов, создающих благоприятный эмоциональный фон (4 элемента), контроль частоты пульса.

Седьмой этап включает расслабление мышц, концентрацию внимания, представление потоков энергии в сочетании с актом дыхания, визуализацию образов и цвета и дополнительно самовнушение покоя и уверенности (5 элементов), контроль частоты пульса.

На заключительном этапе осуществляют расслабление мышц, концентрацию внимания, представление потоков энергии в сочетании с актом дыхания, визуализацию образов природы, самовнушение освобождения от проблем (5 элементов), контроль частоты пульса.


Кулаковский Валентин Сергеевич, Дегтярев Виктор Викторович, Добреля Тимофей Васильевич - студенты Армавирской государственной педагогической академии. ГСфера научных интересов - гуманизация и личностно развивающие технологии в образовании.

Основные публикации:

  1. «Развитие антитеррористического сознания личности студентов». Сборник тезисов докладов участников V Всероссийской конференции обучающихся «НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ». – НС «ИНТЕГРАЦИЯ», Государственная Дума ФС РФ, Минобрнауки России, Минспорттуризм России, РОСКОСМОС, РЕАН, РИА, РАО, 2011. – 1104с. ISBN 978-5-89552-392-6 - Кулаковский В.С., Дегтярев В.В., Добреля Т.В.
  2. «Развитие установок толерантного сознания студентов педвуза в условиях этнического города (программа)». Сборник проектов и программ, направленных на формирование здорового образа жизни (по результатам межву-зовской студенческой Олимпиады «Мир входящему: эмоции и здоровье») [Текст]: учебно-методическое пособие / науч. ред. СВ. Недбаева. - Армавир: РИЦ АГПА, 2011 - 116 с. - Кулаковский В.С.
  3. «Развитие антитеррористического сознания личности студента (программа)». Сборник проектов и программ, направленных на формирование здорового образа жизни (по результатам межвузовской студенческой Олимпиады «Мир входящему: эмоции и здоровье») [Текст]: учебно-методическое пособие / науч. ред. СВ. Недбаева. - Армавир: РИЦ АГПА, 2011 - 116 с. - Кулаковский В.С.
  4. «Развитие представлений студентов о детерминантах карьерной успешности». Сборник по итогам научной конференции 2011 года - Кулаковский В.С.
Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su