Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Роль отца в психическом развитии ребенка » (монография)


Монография «Роль отца в психическом развитии ребенка» является первым и наиболее полным на сегодняшний момент в отечественной психологической научной литературе систематическим изложением факторов влияния отцовской фигуры и его образа на психическое развитие ребенка и подростка, описанных в рамках основных психологических концепций и выявленных в современных психологических исследованиях.

Проблема значения отцовской мужской фигуры для гармоничного психического развития ребенка является одной из самых актуальных не только в России, но и во всем мире. Современные исследователи связывают с недостаточной представленностью мужской функции в семье многие психологические проблемы современного человека: диффузность идентичности, в том числе половой и полоролевой, эмоциональное неблагополучие, антисоциальное поведение. Однако, несмотря на значимость реальных отношений с отцом, многочисленные теоретические предположения и клинические наблюдения позволяют сделать вывод о значимости “внутреннего отца”, представленного в психике, его образа, формирующегося под воздействием различных условий.

В данной работе впервые выделены устойчивые и относительно независимые от конкретных исторических условий и культуры аспекты значимости отцовской фигуры для психического развития, описана динамика изменения образа отца в подростковом возрасте, представлены современные, включая авторское, исследования влияния отцовской фигуры и его образа на уровень эмоционального благополучия и формирование полоролевой идентичности у подростков разных половозрастных групп, рассмотрены возможности психодиагностики образа отца.

Практическое значение исследований образа отца, приведенных в данной монографии,  связано, прежде всего, с проблемами воспитания и психологической помощи детям и их родителям.  Вместе с тем авторам хотелось бы подчеркнуть важность как интра-, так и интерпсихических аспектов взаимодействия ребенка с миром, т.е. как складывающихся у него образов этого мира (прежде всего образов значимых фигур), так и реальных взаимодействия в семье и более широком социумом.  Перечисленные в книге теоретико-эмпирические представления о роли отца достаточно редко используются психологами в психологической консультации. Тем не менее, мы полагаем, что изложенные в этой книге факты и соображения необходимы для более эффективной психотерапевтической и консультативной работы с семьей и ребенком, независимо от того психологического направления, в рамках которого она проводится.

В первой главе раскрывается положение фигуры отца в культурно-историческом контексте. Рассматривается значение отцовской фигуры в западном, восточном, российском обществах. Проводится анализ динамики социокультурной ситуации, влияющей на изменение позиции отца в семье. Особое внимание уделяется позиции отца в российской истории, причем авторы обращаются не только к историческим данным, но и к анализу некоторых произведений художественной литературы, в которых показан типичный образ отца того времени.

Во второй главе анализируются представления о роли отца и его внутрипсихических репрезентаций в психическом развитии в различных психологических концепциях: психодинамической (З. Фрейд, Ж. Лакан, Р. Бриттон, М. Таргет, П. Фонаги, Х. Кохут и др.), теории привязанности (Д. Боулби, К. Гроссманн и др.), в системном подходе (М. Боуэн, Г. Бейтсон и др.), в отечественных исследованиях (И. С. Кон, Б. И. Кочубей и др.). Некоторые положения иллюстрируются примерами из консультативной практики. При этом рассматриваются не только реальные отношения с отцом, но и особенности его образа у ребенка и подростка, что позволяет расширить представления о значении отца для психического развития. Это позволяет авторам монографии выделить четырехаспектную модель значимости отцовской фигуры для развития ребенка. В ней доказывается, что роль отца сводится к совокупному выполнению им следующих важных задач: содействию перестройке первоначально эмоционально слитных отношений ребенка с матерью; открытию ребенку новых, качественно иных способов взаимодействия; содействию развитию у ребенка представлений о семейной иерархии, и формированию у ребенка представлений о себе как о потомке двух родов: не только материнского, но и отцовского.

В третьей главе анализируются механизмы формирования образа отца, способы его психодиагностики и эмпирические исследования влияния отца на психическое развитие ребенка, как зарубежные, так и отечественные. Предлагается несколько авторских оригинальных валидных психодиагностических методик, позволяющих диагностировать особенности представлений об отцовской фигуре даже в случае проживания ребенка в неполной семье. Подробно рассматриваются эмпирические исследования влияния отцовской фигуры и его образа на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков. Представленные данные обсуждаются с точки зрения рассмотренных в предшествующих главах теоретических положений различных психологических школ. Приводятся результаты оригинального исследования авторов данной монографии. Среди них следует отметить следующие, наиболее важные:

- существуют как устойчивые и универсальные связи между качеством отцовского образа и психическим развитием ребенка, так и изменяющиеся при переходе от одной половозрастной группы к другой;

- отсутствие в семье отца не обязательно приводит к нарушению эмоционального благополучия и формирования полоролевой идентичности у подростков. Наиболее неблагоприятным является совпадение двух факторов: отсутствие в семье отца и его эмоционально негативный или амбивалентный образа у подростка. Это особенно негативно сказывается на эмоциональном благополучии младших подростков-мальчиков, развитии маскулинности у младших и старших подростков-мальчиков и феминности у младших подростков-девочек. Иначе говоря, существует сложное взаимодействие фактора наличия или отсутствия в семье отца с фактором качества отцовского образа, которые могут совместно влиять на психическое развитие ребенка.

Монография пользуется большой популярностью не только среди ученых, практиков, но и людей, не знакомых с научной психологией, но заинтересованных в возвращении отцу его заслуженного места в семейной системе.


Калина Олег Геннадьевич - психолог, кандидат психологических наук, доцент. Место работы и должность: доцент кафедры клинической психологии и психотерапии факультета психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета. Сфера научных интересов: клиническая психология, психология отцовства, психоаналитическая психотерапия.

Холмогорова Алла Борисовна - психолог, доктор психологических наук, профессор. Место работы и должность: заведующая кафедрой клинической психологии и психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ и одноименной лабораторией Московского НИИ психиатрии Росздрава, член президиума Российской общества психиатров, член совета Интернациональной федерации психотерапии, член-учредитель Академии когнитивной психотерапии.

Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su