Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Когнитивное развитие учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза» (монография)


На современном этапе эволюционирования науки, общества и человека имеется отчетливая тенденция к социальной интеграции детей нарушенного интеллектуального генеза, что обосновывается положением о сложной многофакторной детерминированности развития психики, которое обосновывает единый теоретический подход к пониманию закономерностей психического развития детей, разработанное Л. С. Выготским.

В процессе психической адаптации могут видоизменяться внутренние состояния человека и параметры среды. Картина психического динамизма такова: отсутствие, ослабление или готовность к реагированию непосредственно зависит от социального окружения, контакт с окружающей средой затруднен, в результате чего происходит реакция дезадаптации.

Психологические закономерности и механизмы развития учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза непосредственно связаны с динамикой когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития с формированием личности. Интеграция субъекта образовательной среды состоит в проникновении и взаимодействии всех актуальных сфер развития и жизнедеятельности индивида во взаимодействии со средой и интеллектуальной, личностной, адаптационной ресурсностью учащихся. Расширение адаптационных ресурсов учащихся нарушенного интеллектуального генеза во многом зависит от физических, психических и личностных ресурсов, условий социальной среды и своевременной комплексной систематической помощи.

На основе вышеизложенного научная новизна исследования заключается в следующем: в работе предложена комплексная система психодиагностических тестов, позволяющая обнаружить возрастные особенности и динамику когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития на модели классов общеобразовательной школы и специальной (коррекционной) школы VIII вида; изучена структура и особенности когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития учащихся общеобразовательной школы и учащихся специальной школы; выявлены особенности динамики когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития нормального и нарушенного интеллектуального генеза с учетом гендерных дифференцировок, что повышает эффективность адекватной коррекции и индивидуально-психологического развития учащихся общеобразовательной школы и специальной (коррекционной) школы VIII вида и является главным влияющим фактором в гуманистической концепции образования; разработаны практические рекомендации, с помощью которых можно более рационально организовать процесс обучения, с учетом двигательных нагрузок и индивидуально-психологических особенностей развития в свете уровневой теории.

Данное исследованиеосновано на предположении о том, что когнитивно-интеллектуальное и когнитивно-моторное развитие взаимодействуют и взаимообуславливают динамику в условии нормального и нарушенного интеллектуального генеза. Динамика когнитивно-интеллектуального развития в условии нарушенного интеллектуального генеза осуществляется через моторную сферу, путем спонтанной двигательной активности и развития «фоновых» уровней движения.

Изучение когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза позволило предложить критерии и условия диагностики.

В исследовании когнитивно-моторного развития выявлены те же тенденции, что и в когнитивно-интеллектуальном развитии, они выступают как взаимообуславливаемые и взаиморазвивающие структуры. Развитие уровня самосознания непосредственно зависит от уровня когнитивно-интеллектуального развития (IQ, мышление, восприятие, память, внимание и т.д.) и когнитивно-моторного развития (графо-моторные навыки, максимальной силы (кг), остаточное усилие (кг) как волевой компонент и др.), а составляющие функции речи имеют собственную динамику и иерархию построения. Помимо развития понимания смысла присутствует компонент оценивания себя (когнитивная оценка), который раскрывает умение соотносить реальное с притязаемым. В данной направленности рассматривается качество развития интеллекта (компетентность в уровне понимания проблемы, опыта при выполнении сложных действий, эффективности суждений и оценок).

Полученные данные позволили сделать следующий вывод: вследствие слияния собственного, индивидуального знания и самосознания (знание о себе и концептуальные знания о мире) возникают новые оценочные, интегративные знания – параметры самосознания, благодаря которым раскрывается значение иерархии собственной динамики когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития, динамизирующее личность в собственном когнитивном сознании.

Опираясь на данные по уровню выраженности признака, можно сделать вывод, что помимо различий в когнитивно-интеллектуальной сфере у учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза, также существуют гендерные, возрастные различия в показателях.

Показатели когнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития за период дублирующего эксперимента подтверждают гипотезу исследования о том, что, когнитивно-интеллектуальное и когнитивно-моторное развитие взаимодействуют и взаимообуславливают динамику нормального, когнитивно-интеллектуальное развитие нарушенного интеллектуального генеза осуществляется через моторную сферу, путем спонтанной двигательной активности и развития «фоновых» уровней движения.

Выявленные в исследовании закономерности открывают новые перспективы в диагностике, развитии и коррекциикогнитивно-интеллектуального и когнитивно-моторного развития, взаимодействуют и взаимообуславливают динамику в условии нормального и нарушенного интеллектуального генеза.

В монографии обосновываются теоретико-методологические основы проблемы когнитивного развития человека, учащихся нормального и нарушенного интеллектуального генеза, раскрыта сущность механизмов и закономерностей развития психических процессов с учетом гендерных дифференцировок, представлены материалы исследования и их математико-статистическая обработка, с анализом на каждом возрастном этапе.

Рекомендуется учителям образовательных учреждений общего и специального образования, преподавателям и организаторам учебно-воспитательного процесса, аспирантам, научным сотрудникам, методистам учреждений общего и специального образования.


Ложечкина Анна Дмитриевна - кандидат психологических наук, место работы - Ставропольский государственный университет, заместитель декана по информатизации, доцент. Сфера научных интересов - когнитивное развитие человека, дифференциация нормы и патологии.

Основные публикации:

  1. Патология познавательных процессов. Учебное пособие. Часть 1 и 2 (Гриф Министерства Образования и науки). Ставрополь: СГУ, 2008. – 157 с.
  2. Формирование познавательного развития учащихся школ VIII вида. Ставрополь: Изд-во Литтера, 2011. – 116 с.
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su