Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Фундаментальные механизмы психического отражения» (монография)


Автор:

Проблема восприятия является центральной в психологии в силу того, что именно восприятие заключает в себе возможности развития всех психических процессов. По этой причине в основе наших исследований лежали, прежде всего, особенности этого процесса. В психологии восприятия продолжает господствовать подход, восходящий к взглядам Г. Гельмгольца. В соответствии с ним из двумерного изображения извлекаются признаки трехмерного мира. При этом очевидно, что человек и животные имеют дело с реальным трехмерным миром.

Несмотря на то, что уже несколько десятилетий тому назад появились работы И. Акишиге Дж.Дж. Гибсона, Г. Юханссона, Л.М. Веккера, представление об извлечении информации о признаках объектов из сетчаточного изображения остается по-прежнему живучим. Многие проблемы, возникшие вследствие развития такого подхода, до сих пор не были решены. Это, в частности, проблема объяснения возникновения фи-феномена.

Как это часто бывает, именно взгляд на явления с противоположной стороны может привести к решению проблем, которые до этого рассматривались независимо или изолированно. В данном случае к такому решению привело объединение проблем восприятия статических объектов и динамики. При этом акцент переносится на восприятие динамических объектов. Именно оно рассматривается как типичное явление, а статика при этом считается только частным случаем восприятия динамики.

Новый подход, в соответствии с которым механизмы восприятия представляют собой процесс извлечения инвариантов и преобразований из оптического потока, снимает проблему соотношения сетчаточного двумерного и реального трехмерного образа: в основе восприятия лежат совершенно иные характеристики реального мира. Кроме того, такой подход делает возможным перенос этих представлений на описание механизмов других психических процессов.

Предложенный подход предполагает перенос акцента с описания переработки информации в процессе извлечения ее из сетчаточного изображения на описание картины мира.  Для такого описания могут быть использованы аналогии с понятиями неэвклидовой геометрии.

В монографии рассматривается понятие механизма в общем смысле и применительно к психике. Сделан краткий исторический экскурс в проблему понимания механизмов психики. Основное содержание представляет собой описание экспериментов, проведенных автором для решения сформулированной задачи.

При анализе механизмов восприятия проводится сопоставление статических, дискретных и динамических объектов. Показано, что в основе их восприятия лежат единые механизмы. Предшествующими авторами были описаны различные инварианты в процессе восприятия. Так были выявлены топологический инвариант, инвариант подобия, метрический инвариант (Л.М. Веккер). Дж.Дж. Гибсон описал инварианты заслонения и пр. По нашему мнению, они также могут быть сведены к инвариантам, описанным в неэвклидовой геометрии. Так инвариант заслонения – не что иное, как топологический инвариант (три его характеристики: непрерывность, связность и отсутствие самопересечений). Но главный аспект, в котором сказывается действительная новизна предложенной работы – это описание преобразований, которые являются неотъемлемой частью механизмов различных психических процессов. Это, например, такие преобразования как вращение, сжатие, при которых фигура может сохранять метрическую инвариантность и инвариантность подобия.

В работе показано, что преобразования, лежащие в основе представлений (вторичных образов), соотносятся с известными мыслительными операциями. Эти данные представлены в виде таблицы.

Воображение

Мышление

Преобразования

расчленение – агглютинация

анализ – синтез

схематизация

абстрагирование

типизация

обобщение

гиперболизация

?

Выводы

1. Центральным процессом для понимания механизмов психического отражения является зрительное пространственное восприятие. В то же время пространственное восприятие является частным случаем восприятия движения и движущихся объектов. Именно на этом уровне становится явным взаимодействие двух механизмов психического отражения: инвариантных характеристик объектов и их трансформаций.

На уровне восприятия отражаются те преобразования, которые осуществляются с самими предметами окружающего мира и отражаются они так же без вычленения их, а при непосредственном включении в перцептивный образ. Это конгруэнтные преобразования: сжатие, деформация, вращение. В соответствии с представлениями проективной геометрии они включаются в класс проективных преобразований, которые описаны многими исследователями в области психологии восприятия.

«Последней опорой» перцепцией являются топологические преобразования, которые лежат в основе отображения пространства на основе его «загроможденности» объектами.

2. В процессе возникновения в историческом плане и в онтогенезе вторичных образов происходит отделение преобразований от непосредственного образа. Преобразования обретают самостоятельное существование и используются для создания и проверки гипотез еще на уровне образного, а точнее фигуративного отражения.

Это преобразования на уровне представлений, основой которых является перцепция: расчленение и агглютинация, схематизация и гиперболизация. С их помощью создаются образы новых объектов, которые никогда не существовали или вообще не могут существовать.

3. Дальнейшее развитие системы преобразований приводит к возникновению мыслительных операций: анализа и синтеза, обобщения, абстрагирования и сравнения. Однако это завершающий уровень системы преобразований, которые используются человеком в когнитивной сфере. В эту систему включаются те уровни отражения, которые были описаны Ж. Пиаже в его эпистемологической теории: трансдукция, эгоцентризм, неполнота обобщения и т.п. Это та система преобразований, на которую опиралось в своем развитии мышление, и которая является необходимой (или даже достаточной) для решения многих задач, стоящих перед человеком в настоящее время.

Предложенный проект может стать основой разработки методик для развития познавательных процессов. Проект содержит предпосылки для создания новой психологии искусства.


Зобнина Людмила Яковлева - кандидат психологических наук, доцент. Место работы: СПб государственный горный университет, кафедра социологии и психологии, доцент. Сфера научных интересов: механизмы психического, социальная перцепция, психология мотивации, психология искусства.

Основные публикации:

  1. Монография «Психология преобразований»,
  2. Монография «Фундаментальные механизмы психического отражения».
Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su