Номинация «Книга года по психологии»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Спасти от пропасти. Родительский всеобуч: программы профилактики суицидального риска» (методическое пособие)

Авторы:

  • Ефимова Ольга Ильинична

    кандидат психологических наук, с.н.с., ФГБНУ "Центр защиты прав и интересов детей", (Москва)

  • Агаджанова Эмилия Рафаэловна

    заведующая информационно-методическим отделом, педагог-психолог, МБУ ДО "Центр детского творчества №2" г. Ульяновска, (Ульяновск)

  • Алимова Румия Рафиковна

    психолог, ОГКУСО «Центр социально-психологической помощи семье и детям «Семья», (Ульяновск)

  • Алпатова Ирина Владимировна

    психолог, МБОУ "Гимназия п. Ноглики", (п. Ноглики, Сахалинская область)

  • Артамонова Елена Геннадьевна

    заместитель директора по научной работе, ФГБНУ "Центр защиты прав и интересов детей", (Москва)

  • Балаян Галя Алексеевна

    педагог дополнительного образования, ГКУ "Детский дом №24 "Аврора", (ст. Григорополисская)

  • Белова Лада Игоревна

    Кандидат психологических наук , врач-психиатр высшей категории, психотерапевт, ГОУ ЯО "Центр помощи детям" , (Ярославль)

  • Боярова Елена Станиславовна

    старший преподаватель кафедры общей педагогики и психологии, ГАУ ДПО Институт развития образования Ярославской области, (Ярославль)

  • Дунская Маргарита Владимировна

    заместитель директора по психолого-педагогической работе и ювенальным технологиям, Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ», (Липецк)

  • Зайцева Ольга Александровна

    Психолог, Региональный центр защиты семей и детей, (Париж)

  • Кирюшина Ирина Владимировна

    преподаватель, Прасковейский сельскохозяйственный техникум, (с. Прасковея, Ставропольский край)

  • Кузнецова Алла Ивановна

    директор, Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ», (Липецк)

  • Курицкая Валентина Александровна

    педагог-психолог, ответственный за организацию телефона доверия, Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ», (Липецк)

  • Матулян Людмила Айковна

    воспитатель, ГКУ "Детский дом №24 "Аврора", (ст. Григорополисская)

  • Мочалова Ирина Владимировна

    врач-психиатр, психотерапевт, ГОУ ЯО "Центр помощи детям" , (Ярославль)

  • Мурова Елена Алексеевна

    педагог-психолог, Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ», (Липецк)

  • Назарова Инна Григорьевна

    кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой общей педагогики и психологии, ГАУ ДПО Институт развития образования Ярославской области, (Ярославль)

  • Новикова Лариса Александровна

    педагог-психолог ЦПМПК, ГАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования", (Благовещенск)

  • Панина Наталья Викторовна

    заместитель директора по воспитательной работе, ГКУ "Детский дом №24 "Аврора", (ст. Григорополисская)

  • Пасенко Дарья Владимировна

    педагог-психолог, Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ», (Липецк)

  • Рощина Галина Овсеповна

    кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой инклюзивного образования, ГАУ ДПО Ярославской области "Институт развития образования", (Ярославль)

  • Румянцева (Ганюшина) Полина Николаевна

    педагог-психолог, МКОУ ДОД «Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический) центр», (Муром)

  • Сальникова Елена Владимировна

    директор, учитель, МКОУ Патрикеевская ООШ им. Э.В. Сухаревского, (Ульяновск)

  • Сальникова Юлия Михайловна

    психолог, ОГКУСО «Центр социально-психологической помощи семье и детям «Семья», (Ульяновск)

  • Степанова Любовь Владимировна

    учитель-дефектолог, ГАОУ Школа №7, (Благовещенск)

Организация: организация

Актуальность, новизна, значимость проекта  

Всплеск суицидальной активности в большинстве экономически развитых стран мира ставит вопрос о факторах суицидального поведения и выработке системы превентивных средств. В 1999 году ВОЗ приступила к осуществлению программы SUPRE — всемирной инициативы по превенции самоубийств, в связи с чем было рекомендовано странам с высоким и средним уровнем суицидальной активности разрабатывать и внедрять национальные превентивные программы, с учетом специфических проявлений данной проблемы, а также, культурных традиций, системы ценностей и особенностей социальной структуризации в каждой отдельной стране. Россия продолжает оставаться в числе стран с высоким и очень высоким уровнем суицидов, а по числу подростковых суицидов занимает первое место в мире.
 
В связи с этим остро стоит вопрос  о разработке системы превентивных средств. В свете вышеизложенного был проведен Всероссийский конкурс программ родительского всеобуча, который проводился в целях повышения эффективности профилактики детского суицида; обновления научно-методического обеспечения профилактической работы с родителями в системе образования, внедрения современных форм и методов просвещения родителей. На  конкурс поступило 188 программ из 47 регионов России, ориентированных на повышение компетентности родителей в области превенции суицидального риска среди подростков.

Основное содержание работы

В настоящем методическом пособии представлены лучшие программы участников конкурса программ родительского всеобуча; их отличает целостность и логическая последовательность в обосновании различных направлений работы с родителями в сфере профилактики суицидального риска. Большинство поступивших работ отличаются высоким научно-методическим и технологическим уровнем. Несомненным плюсом этих программ является их многоаспектность, они доступны как начинающим, так и весьма опытным психологам, которые могут обращаться к представленному материалу как к источнику нового профессионального опыта, комбинируя его с другими наработками в соответствии с собственными целями и задачами.
Все разделы методического пособия сопровождаются комментариями редактора (Заметки на полях), которые позволяют читателю понять логику и системность представления материала.

Результаты, выводы

Вниманию читателя предлагаются такие разделы программ как учебно-методический план, содержание занятий и описание практических занятий (тренинга). Описание методического инструментария, прямо или косвенно ориентированного на диагностику суицидального риска у подростков, вынесен в отдельный раздел пособия. Так как в век Интернета найти теоретический материал по проблеме суицидальной активности подростков не составит труда, данный блок информации максимально был сокращен.
Представленное методическое пособие может стать подспорьем педагогам и психологам в профилактике детского суицида — в работе, призванной помочь ребенку «устоять» в трудной жизненной ситуации.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе