Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Книга года по психологии»
Реферат проекта

«Дифференциальная психофизиология» (учебник)


Актуальность проекта

Актуальность предлагаемого на конкурс проекта обусловлена тем, что в последние годы в мировой литературе  опубликованы интересные и важные для психологии данные, отражающие механизмы формирования индивидуальных различий в организации психических процессов и состояний.
Эти данные проанализированы, обобщены и представлены в учебнике «Дифференциальная психофизиология. Индивидуальные особенности строения и функций мозга и их отражение в психических процессах и состояниях». Понимание причин широкой вариабельности индивидуальных психометрических показателей внимания, памяти, интеллекта и эмоциональной реактивности давно является насущной задачей психологии. В дифференциальной психологии эта задача решается с позиций анализа роли темперамента и характерологических черт при определении индивидуальных особенностей мышления и поведения, а в представленном учебнике - с психофизиологических позиций: излагаются основные сведения об отражении в архитектуре и функциях мозга таких факторов, как пол, возраст или профиль личностных черт и когнитивного стиля. На примере отдельных форм  психической патологии рассматриваются  закономерности нарушения механизмов селекции информации или эмоциональной   регуляции психических процессов. Современная подготовка   специалиста – психолога невозможна без ознакомления с новейшими научными данными, раскрывающими возможности разработки персонализированных инновационных форм нейрореабилитации и психологической коррекции нежелательных форм поведения.

Научная и практическая значимость 

При изложении материала в учебнике использованы результаты научной работы автора, которая проводилась в содружестве кафедры психологии и педагогики Новосибирского государственного технического университета и лаборатории физиологии когнитивной деятельности Научно-исследовательского института физиологии и фундаментальной медицины. К этим исследованиям, посвященным изучению индивидуальных особенностей формирования стратегий творческого мышления и полушарных механизмов селективных процессов, привлекались студенты, магистранты и аспиранты университета, получившие опыт проведения научной работы, с том числе - создания компьютеризированных методик тестирования разных психометрических показателей когнитивной деятельности и многопараметрического анализа массива данных. Две первые вводные главы учебника посвящены общим вопросам организации нервной системы и методов изучения индивидуальных различий, что позволяет упрочить полученные на первых курсах знания по «Общей психологии», «Физиологии высшей нервной деятельности» и «Психофизиологии». Представленные кратко в главах 2, 4-6 собственные результаты выполненной ранее научно-исследовательской работы, поддержанной грантами «Университеты России» и РГНФ; в более подробном виде они опубликованы в центральных российских и зарубежных научных изданиях. Достаточно сжатое изложение учебного материала с использованием многочисленных иллюстраций, в том числе – в цветовом формате, облегчает усвоение студентами результатов нейрофизиологических исследований  механизмов индивидуального разнообразия процессов мышления и эмоциональной регуляции психической деятельности.

Этапы работы

Основное содержание работы (или ее этапы): с использованием систем Scopus, PubMed и Google  проведен поиск научных статей, посвященных изучению вопросов, касающихся дифференциальной психофизиологии; выполнен анализ содержащихся в них материалов и   подготовлена рукопись учебника «Дифференциальная психофизиология», который в конце 2014 г. был издан в типографии Новосибирского государственного технического университета, а  в 2015 г. прошел апробацию в учебном процессе студентов и магистрантов, обучающихся по направлению «Психология». 

Результаты, выводы

Содержание учебника позволяет расширить знания о психофизиологических механизмах индивидуальной вариабельности психических процессов и состояний, которые не были ранее так же подробно представлены в имеющихся учебниках по психофизиологии и нейропсихологии. Учебник «Дифференциальная психофизиология» аккумулирует новейшие сведения о закономерностях индивидуальных различий в функциональной организации активности мозга, обусловленных влиянием факторов пола, возраста, показателей интеллекта, креативности , когнитивного стиля и личностного профиля, а также об изменениях в процессах селекции информации и их эмоциональной регуляции, связанных с развитием патологических состояний психики. Издание отличается интересным иллюстративным материалом, что облегчает  усвоение изложенной информации лицами с разным стилем восприятия информации. 

Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 64 человека

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su