Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольников от 2 до 7 лет» (учебно-методическое пособие в соответствии с ФГОС, 2-е издание, 2016 год)


Автор:
Название программы включает в себя два понятия - цвет и творчество - которые непосредственно направлены на развитие воображения и творческих способностей в качестве определяющей цели. Уникальность и значимость изобразительной деятельности в том, что она развивает эмоционально-нравственную и сенсорную культуру ребенка, пробуждает способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве. Цвет – одно из наиболее ярких, выразительных средств в дошкольном возрасте. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают.  Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он и использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею.
 
Программа «Цвет Творчества» адресована воспитателям дошкольных учреждений, психологам, руководителям кружков и изостудий, студентам  педагогических колледжей, вузов, гувернерам,  родителям  на практике осваивающих новые виды изобразительной деятельности в  работе с детьми дошкольного возраста.
 
Программа может рассматриваться как самостоятельная модель по изобразительной деятельности от младшего до подготовительного к школе возраста. Принципиальное отличие программы состоит в том, что уже в младшем дошкольном возрасте ребенок погружается в атмосферу творчества, который содействует развитию духовного потенциала ребенка.

Цель программы:

Через развитие максимально возможной индивидуализации изобразительной деятельности дошкольника, используя интегрированное построения творческого процесс, помочь ребенку стать творческой личностью, проявить свои художественные способности в разных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи:

  • Развитие чувственно-эмоционального отношения к действительности, художественной культуре;
  • Формирование художественно-образного мышления средствами разных видов искусств и их взаимопроникновения на основе принципа ассоциативности;
  • Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности дошкольника;
Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, работу по сравнительному анализу произведений различных видов искусства (живопись, графика, коллаж, аппликация, витраж, мозаика); игры-занятия, развивающие абстрактное мышление; использование методических пособий, дидактических игр по развитию цветовосприятия; художественных произведений детей для создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога.

Основные принципы программы:

  1. Принцип поэтапности «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
  2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
  3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
  4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.

Универсальность программы

Универсальность программы заключается в разработке новой структуры занятия по изобразительной деятельности, в основе которого лежит «творческий замысел». Универсальность определяется переходом от регламентированной работы к вариативности и творчеству в каждой возрастной группе. Основная идея — развитие творческого потенциала личности дошкольника, ассоциативно-образного восприятия цвета через систему интегрированных заданий. 
 
Программа может рассматриваться как самостоятельная модель дошкольного образования по изобразительной деятельности. 

Совместная деятельность взрослого и ребенка

Роль взрослого — сам педагог выступает в роли организатора, участника и художника творческого процесса. 
«Организатор» - ставит перед детьми определенные задачи, предлагает определенные способы или средства их разрешения, оценивает правильность действий. 
«Участник» - включенный в общую деятельность с детьми, он изнутри этой деятельности вводит свои предложения и принимает замыслы детей, демонстрирует разные способы действий, решает возникающие в совместной деятельности проблемы.
«Художник» - создает развивающую среду, предметный мир ребенка, демонстрирует свои изобразительные навыки.

Творческий замысел

Творческий замысел - метод, выходящий за рамки узкой задачи, - метод художественно-творческой работы. Можно выделить существенные стороны творческого замысла:
  • наблюдательность, накопление материала, который может быть использован в будущей творческой работе. Это частичные образы, накапливающиеся пока еще без определенной связи с замыслом, просто как характерные или чем-то примечательные черты окружающей действительности;
  • замысел вначале выступает просто как идея будущей работы, как некая задача, которую ребенок поставил перед собой. Эта задача пока еще не получила выражения в определенном образе, для этого необходима дальнейшая деятельность воображения:
  • поиски решения задачи и нахождения образного выражения идеи делаются в процессе творческой работы.
Книга «Цвет Творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольников от 2 до 7 лет» - основное методическое пособие, которое включает в себя:
  • пояснительную записку (цели, задачи, принципы, универсальность);
  • практическое содержание программы (организация совместной деятельности, творческий замысел, ощущение цвета, роль взрослого);
  • характеристику ступеней программы (младший, средний, старший, подготовительный возраст, задачи творческого развития, взаимодействия с родителями);
  • совместную деятельность по художественному творчеству в детском саду;
  • материалы, применяемые в изобразительной деятельности;
  • технологии работы (конспекты, цветные иллюстрации);
  • особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста;
  • основы дизайна для дошкольников.
Творческие задания для совместной деятельности представлены отдельными книгами:
  • «Цвет Творчества. Младшая группа»
  • «Цвет Творчества. Средняя группа»
  • «Цвет Творчества. Старшая группа»
  • «Цвет Творчества. Подготовительная группа»
Приложения:
  • «Новый Год. Рождество»
  • «День Защитника Отечества»

Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su