Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Психологический инструмент года»
Реферат проекта

«Ресурсный психотерапевтический театр ЭПИ-KriZZ Ольги Коротиной» (психокоррекционная программа для людей с зависимостью)


Автор:
Коротина Ольга Викторовна
Санкт-Петербург, Москва

О методике

Ресурсный психотерапевтический театр ЭПИ-KriZZ Ольги Коротиной (РПТ) относится к инновационному направлению в реабилитации и ресоциализации лиц, имеющих зависимости, как химические, так и нехимические.
Работа «актера-реабилитанта» с текстом, образом, телом позволяет сформировать субъективный опыт переживания собственных состояний, расширить репертуар эмоциональных проявлений, получить доступ к информации бессознательного, обходя психологические защиты, и, в конечном счете, сформировать ресурс личности, позволяющий более широко и адекватно реагировать на внешние компоненты окружающей действительности.
Ресурсный психологический театр как эстетическая система дает «актеру-реабилитанту» небывалые возможности почувствовать нюансировку характеров, расширяя его представления о себе и других, и облегчая, таким образом, его вхождение в социум.
В РПТ «актеры», участвуя в театральном действе, получают возможность проходить через катарсис к трезвой части своей личности, к творческому здоровому мышлению, к пониманию реальной возможности быть режиссером собственной жизни.
В контексте проблемы аддикций театр можно рассматривать как один из методов обучения, воспитания и психо-социо-духовного оздоровления. Не случайно Аристотель говорил об «очищающем» действии театра, о его воспитательной функции, а Гёте определял театр как средство гармонизации страстей.

Ресурсный психологический театр помогает реабилитантам

  • осознать, какие бывают у них «маски» и реальное поведение;
  • поработать со своими чувствами, эмоциями, состояниями и настроением;
  • узнать о барьерах общения;
  • стать увереннее в себе и лояльнее к окружающим; 
  • научиться формировать, выражать и отстаивать свою точку зрения;
  • научиться говорить «ДА» или «НЕТ» именно тогда, когда это нужно;
  • понять, можно ли одновременно не идти на поводу у других людей и считаться с их мнением.

Ресурсный психотерапевтический театр создан с целью

  • развития теоретической и методологической сторон практической психологии, психологического консультирования и психотерапии; 
  • популяризации в обществе психотерапии;
  • осознанно переработать болезненные проявления через творческий процесс;
  • дать возможность пациентам понять себя с подлинными своими возможностями и болезненными проявлениями;
  • вернуть здравый смысл и понимание своей болезни через творчество;
  • достичь безрецидивного течения болезни;
  • реализация пациентами своих трезвых, ресурсных возможностей;
  • произвести ревизию внутренних ценностей «до», «во время» и «после» употребления психоактивных веществ (и других видов аддикций);
  • выход из подавленного настроения за счёт внутренних ресурсов психики, не прибегая к употреблению и «срыву» при химических и нехимических аддикциях;
  • «включение в трезвую жизнь» с учётом своей болезни;
  • способствовать вхождению в трудовые коллективы, правовое социальное поле;
  • духовно обогатить и образовывать через творчество и участие в работе театра;
  • просвещение пациентов, активизация ресурса к познанию и обучению.

Особенности психокоррекционной работы

РПТ –это одна из модальностей психотерапии и психологической коррекции, базирующаяся на творчестве и искусстве. В процессе изучения своей роли, своих переживаний, определённых чувств происходит активизация как психологического, так и соматического ресурса пациента.
В момент игры на сцене, в момент погружения в роль, открывается ресурс, позволяющий «актёру» преодолевать возникающее сопротивление, какие-либо препятствия, если роль не получается, если «актёр» не верит в свои силы и возможности, возникают внутренние конфликты, которые в процессе репетиций и обсуждений предстоящих выступлений под руководством клинического психолога (психотерапевта). Пациент-реабилитант как-бы попадает в постоянно изменяющуюся жизненную реальность, психотерапевтический эффект через переживание, через творчество, через самовыражение, через осознание своих переживаний, возникших в процессе работы над постановками, меняет психическую реальность пациента. Само проигрывание роли создаёт ресурсное, трезвенническое состояние, появляется возможность опыта практических навыков и сенсомоторного опыта, обозначаются границы интеллектуальных и физических возможностей. Когда пациенты проигрывают свои роли, они начинают моделировать те эмоцинально окрашенные ситуации –трагического, драматического, прекрасного, красивого и т д., которые были у них в реальной жизни – в употреблении у пациента и в созависимом поведении его ближайшего окружения.
Зрители, которые вовлечены в этот психотерапевтический процесс при просмотре спектаклей, постановок, когда присутствуют на репетициях или на ресурсных занятиях, также начинают переживать свои психоэмоциональные переживания и состояния, на которые они часто не находили ответ в жизни. Это также даёт актуализацию ресурсов, то есть РПТ «запускает» психотерапевтические механизмы воздействия на внутренний мир и поведение человека, страдающего зависимостью и созависимосью. Во время просмотра спектаклей РПТ «ЭПИ- kriZZ» создаётся та уникальная и неповторимая атмосфера психотерапевтического воздействия и на актеров, и на их ближайшее окружение (родственников, супругов, друзей), где разрешается эмоционально-психологическое напряжение. Зрители и актеры в едином пространстве театра переживают те ситуации, которые показаны в наших спектаклях, они вовлечены в единый процесс переживания, что вряд ли возможно в их настоящей жизни. В процессе театрального действия пробуждается новый ресурс трезвости, пробуждаются подсознательные импульсы, различные реакции реагирования, зрители, которые смотрят спектакли РПТ тоже участвуют в спектакле, только опосредованно, переживая то, что было у них длительное время в их жизни – психотравмирующие ситуации. Когда родители, жёны, мужья, братья, сестры видят своих близких людей на сцене и вместе с ними переживают эмоции – это открывает новое ресурсное состояние и единение, которое приводит к эмоциональной близости и формирует мотив на трезвый образ жизни.
Актёрами театра «ЭПИ-kriZZ», участвующими в постановках являются пациенты, которые в настоящий момент проходят курс ресоциализации и реабилитации в реабилитационных центрах разных городов. На данный момент я работаю в Москве и Санкт-Петербурге. Планируется подобная работа и обучение в других городах России, где находятся реабилитационные центры по договору с этими центрами. Также актерами могут быть созависимые родственники и супруги (в первом спектакле были задействованы и созависимые и пациенты).Состав актёров непостоянный, так как многие, окончив программу реабилитации и ресоциализации, уходят, вливаются новые актеры, что создает некоторые трудности в заучивании текстов роли, во вхождении в образ и постановку, с одной стороны. А с другой стороны, это и есть актуализация внутренних и внешних ресурсов, психотерапевтическое воздействие, которое является основным в данном направлении. Более того, в процессе подготовки спектакля или отдельного этюда пациенты изучают азы актерского мастерства, изучают биографии писателей и поэтов , слушают и обсуждают классическую музыку и .т.д. И, конечно, проявляют собственное творчество.
Театр существует всего 8 месяцев. Мы подготовили 3 спектакля, которые неоднократно были показаны в профильных аудиториях (студенты психологических факультетов, врачи-наркологи, психотерапевты, силовые структуры, ученые). После каждого выступления проходит обязательный семинар-обсуждение, что является и психотерапевтическим воздействием, и образовательной практикой. Это краткосрочное психотерапевтическое воздействие является как профилактическим мероприятием, так и мотивационной работой, формированием мотива для понимания, что болезнь можно преодолеть, что трезвая жизнь дает огромные возможности и радость от здорового образа жизни.
 
Ресурсный психотерапевтический театр «ЭПИ- kriZZ» Ольги Коротиной.
Отрывок спектакля «Откровения Троих» (2015 год)
 
 
Ресурсный психотерапевтический театр «ЭПИ- kriZZ».
Лекция Ольги Коротиной для созависимых родственников после спектакля
 

 

Ресурсный психотерапевтический театр «ЭПИ- kriZZ» Ольги Коротиной.
Спектакль «Черный человек» по одноименной поэме С.А. Есенина
 


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 2851 читатель

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su