- Дубровская Наталия Вадимовна
(Санкт-Петербург)
Организация: организация
Название программы включает в себя два понятия - цвет и творчество - которые непосредственно направлены на развитие воображения и творческих способностей в качестве определяющей цели. Уникальность и значимость изобразительной деятельности в том, что она развивает эмоционально-нравственную и сенсорную культуру ребенка, пробуждает способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве. Цвет – одно из наиболее ярких, выразительных средств в дошкольном возрасте. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он и использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею.
Программа «Цвет Творчества» адресована воспитателям дошкольных учреждений, психологам, руководителям кружков и изостудий, студентам педагогических колледжей, вузов, гувернерам, родителям на практике осваивающих новые виды изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.
Программа может рассматриваться как самостоятельная модель по изобразительной деятельности от младшего до подготовительного к школе возраста. Принципиальное отличие программы состоит в том, что уже в младшем дошкольном возрасте ребенок погружается в атмосферу творчества, который содействует развитию духовного потенциала ребенка.
Цель программы:
Через развитие максимально возможной индивидуализации изобразительной деятельности дошкольника, используя интегрированное построения творческого процесс, помочь ребенку стать творческой личностью, проявить свои художественные способности в разных видах изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи:
- Развитие чувственно-эмоционального отношения к действительности, художественной культуре;
- Формирование художественно-образного мышления средствами разных видов искусств и их взаимопроникновения на основе принципа ассоциативности;
- Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности дошкольника;
Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, работу по сравнительному анализу произведений различных видов искусства (живопись, графика, коллаж, аппликация, витраж, мозаика); игры-занятия, развивающие абстрактное мышление; использование методических пособий, дидактических игр по развитию цветовосприятия; художественных произведений детей для создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога.
Основные принципы программы:
- Принцип поэтапности «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
- Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
- Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
- Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.
Универсальность программы
Универсальность программы заключается в разработке новой структуры занятия по изобразительной деятельности, в основе которого лежит «творческий замысел». Универсальность определяется переходом от регламентированной работы к вариативности и творчеству в каждой возрастной группе. Основная идея — развитие творческого потенциала личности дошкольника, ассоциативно-образного восприятия цвета через систему интегрированных заданий.
Программа может рассматриваться как самостоятельная модель дошкольного образования по изобразительной деятельности.
Совместная деятельность взрослого и ребенка
Роль взрослого — сам педагог выступает в роли организатора, участника и художника творческого процесса.
«Организатор» - ставит перед детьми определенные задачи, предлагает определенные способы или средства их разрешения, оценивает правильность действий.
«Участник» - включенный в общую деятельность с детьми, он изнутри этой деятельности вводит свои предложения и принимает замыслы детей, демонстрирует разные способы действий, решает возникающие в совместной деятельности проблемы.
«Художник» - создает развивающую среду, предметный мир ребенка, демонстрирует свои изобразительные навыки.
Творческий замысел
Творческий замысел - метод, выходящий за рамки узкой задачи, - метод художественно-творческой работы. Можно выделить существенные стороны творческого замысла:
- наблюдательность, накопление материала, который может быть использован в будущей творческой работе. Это частичные образы, накапливающиеся пока еще без определенной связи с замыслом, просто как характерные или чем-то примечательные черты окружающей действительности;
- замысел вначале выступает просто как идея будущей работы, как некая задача, которую ребенок поставил перед собой. Эта задача пока еще не получила выражения в определенном образе, для этого необходима дальнейшая деятельность воображения:
- поиски решения задачи и нахождения образного выражения идеи делаются в процессе творческой работы.
Книга «Цвет Творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольников от 2 до 7 лет» - основное методическое пособие, которое включает в себя:
- пояснительную записку (цели, задачи, принципы, универсальность);
- практическое содержание программы (организация совместной деятельности, творческий замысел, ощущение цвета, роль взрослого);
- характеристику ступеней программы (младший, средний, старший, подготовительный возраст, задачи творческого развития, взаимодействия с родителями);
- совместную деятельность по художественному творчеству в детском саду;
- материалы, применяемые в изобразительной деятельности;
- технологии работы (конспекты, цветные иллюстрации);
- особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста;
- основы дизайна для дошкольников.
Творческие задания для совместной деятельности представлены отдельными книгами:
- «Цвет Творчества. Младшая группа»
- «Цвет Творчества. Средняя группа»
- «Цвет Творчества. Старшая группа»
- «Цвет Творчества. Подготовительная группа»
Приложения:
- «Новый Год. Рождество»
- «День Защитника Отечества»