«Психолог - помощник следователя. Работа психолога на следственных действиях с детьми, пострадавшими от сексуального насилия и иных действий сексуального характера; Психологическая реабилитация потерпевших несовершеннолетних и членов их семей» (методическое пособие)
Актуальность и практическая значимость
Несовершеннолетние, пострадавшие от сексуального насилия часто выглядят спокойными и даже веселыми, однако их травматические переживания по тяжести равны тем, которые испытывает участник боевых действий. Сексуальное насилие – это крайне тяжелая психологическая травма, событие, которое не может быть вписано в рамки повседневного опыта человека. Травма является и тяжелым, и мучительным переживанием, которое может повлечь за собой разнообразные психические нарушения и помешать человеку, заниматься даже обычной повседневной деятельностью.
Поэтому жизненно необходимым в этом случае является экстренное кризисное психологическое сопровождение пострадавших детей, а также близких взрослых, оказывающих ребенку поддержку. Сейчас данное сопровождение возможно организовать уже на этапе следственных действий, в связи с изменением статьи 191 УПК РФ «Особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего». Пункт 4 данной статьи гласит: «При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно». В связи, с чем становится актуальной организация подготовки педагогов и психологов для участия в следственных действиях, в частности это касается подготовки психологов к работе с несовершеннолетними от преступлений против половой неприкосновенности. И для того, чтобы специалисты владели необходимыми знаниями, сотрудниками Службы межведомственного взаимодействия Санкт-Петербургского социального приюта для детей «Транзит» и было разработано методическое пособие, которое представляется на конкурс.
Основное содержание работы
Методическое пособие состоит из трех глав, списка литературы и приложения. Первая глава посвящена организационным моментам, прописан алгоритм действий специалистов Службы межведомственного взаимодействия, нормативно-правовые акты, а также представлены термины и определения, используемые в работе. Вторая глава раскрывает, непосредственно, саму работу педагога-психолога на следственных действиях с детьми, пострадавшими от сексуального насилия и иных действий сексуального характера. В ней представлены направления работы и функции педагога-психолога на следственных действиях по статьям 131-135 УК РФ. В третьей главе описана психокоррекционная работа с детьми, пострадавшими от сексуального насилия, представлен практический опыт педагогов-психологов Службы межведомственного взаимодействия. В приложении, развернуто, показаны нормативно-правовые акты: распоряжения, соглашения и должностные инструкции, на основании, которых работают специалисты. Практический опыт, представленный в данном пособии, был показан на VI Всероссийской выставке-форуме «Вместе - ради детей!» в Ставрополе, 21 - 23 сентября 2015 года, а также предъявлен на межрегиональном семинаре-совещании «Лучшие практики профилактики и оказания психологической помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, в том числе сексуального насилия», в Великом Новгороде, 27 ноября 2015 года.
Результаты, выводы
Система сопровождения несовершеннолетних потерпевших по статьям 131-135 УК РФ (преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности) на следственных действиях и оказания им и их родственникам психологической помощи находится в стадии становления. Специалистам, оказывающим данную помощь, необходимо методическое и психологическое сопровождение. В данном методическом пособии был обобщен 4-летний опыт работы сотрудников Службы межведомственного взаимодействия. В связи с этим у специалистов социальной сферы появилась возможность, ознакомиться с нормативно-правовыми документами и эффективными практическими моделями работы по сопровождению несовершеннолетних потерпевших на следственных действиях. Распространение методички дает возможность создания сети профессионального сообщества для сопровождения несовершеннолетних потерпевших на следственных действиях и оказания им и членам их семей психологической помощи, позволяет обмениваться опытом, формировать личную и профессиональную позицию специалистов по данному вопросу.