Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Книга года по психологии»
Реферат проекта

«Детская и подростковая психотерапия» (учебник для бакалавриата и магистратуры)


Актуальность, новизна, значимость проекта

Это первый отечественный учебник по детской и подростковой психотерапии, ориентированный на психологическую, немедицинскую модель психотерапии, что во многом определяет его инновационный характер. Значимость и актуальность учебника обусловлены современной ситуацией в сфере подготовки специалистов, способных оказывать психологическую помощь детям и семьям, растущим запросом населения на такую помощь, потребностью в учебном издании, которое обобщало бы и систематизировало проблемы и вопросы, существующие в этой области.

В учебнике даны представления о современных направлениях и методах психотерапии с детьми и подростками, возможные пути психологической помощи детям и семьям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.

У каждой главы — свои авторы со своими взглядами на вопросы психотерапии  (среди которых известные психотерапевты, признанные лидеры направлений, имеющие богатый опыт практической психологической работы, а также молодые психологи, их ученики). Однако, несмотря на то, что авторы разрабатывают разные подходы, все они разделяют следующие принципы:

  • любая форма психотерапевтического процесса рассматривается как диалог между ребенком и терапевтом;
  • отношение к ребенку как к человеку, обладающему правом быть самим собой, правом на автономию, правом быть понятым и принятым;
  • отношение к родителям как к союзникам в психотерапии с детьми, понимание необходимости их поддержки.

Основное содержание работы

Учебник состоит из четырех разделов, включающих 20 глав. В первом разделе (главы 1 и 2) формулируются общие принципы и понятия детской и подростковой психотерапии, определяется специфика психотерапевтической работы с детьми, интегрируются некоторые положения, отражающие современные представления о психотерапии с детьми и подростками в разных подходах. Ключевыми в этом разделе являются понятия «развитие», «семья», отношения «ребенок — родители».

Во втором разделе (главы 3 — 13) рассматриваются основные направления психотерапии с детьми и подростками: детский психоанализ, детский юнгианский анализ, гештальт-терапия, символдрама, игровая и песочная психотерапия, постклассические методы психотерапии с детьми, варианты интегративной модели психотерапии и поведенческая терапия. Здесь же описаны конкретные психологические приемы и средства, способствующие организации и осмыслению детского опыта. Завершает раздел глава, посвященная исследованиям эффективности различных подходов в детской и подростковой психотерапии.

В третьем разделе (главы 14 — 16) анализируются подходы к психологической работе с проблемами, по отношению к которым дети и подростки представляют собой группу риска, и с расстройствами, которые наиболее тесно связаны с подростковым возрастом (нарушения пищевого поведения, аддикции).

Четвертый раздел (главы 17 — 20) посвящен проблемам психологической помощи и сопровождения семьи и детей в трудных жизненных ситуациях, когда задача психотерапевта и психолога прямо соответствует исконному значению слова «терапия» — «забота, уход, попечение».

Результаты, выводы

В результате освоения материала, представленного в учебнике, читатели узнают об основных направлениях, подходах и методах психотерапии с детьми и подростками; ознакомятся с принципами организации помощи детям и семьям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. Смогут рассматривать проблему ребенка в контексте его возраста, социокультурной и семейной ситуации, соотносить методы работы с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка.

Учебник адресован магистрам и студентам, специализирующимся в области консультативной психологии, детского и семейного консультирования и психотерапии, психологии развития и психологии семьи. Он также будет полезен всем тем, чья деятельность связана с оказанием психологической  помощи детям, подросткам и их родителям.

 


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 393 читателя
12.03.2024 22:08:23Иванова Юлия Ал
12.03.2024 22:08:21Федосеева Анна Михайловна
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:21Константинова Ирина Сергеевна
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:20Capp Anatolij Grigorevich
12.03.2024 22:08:19Пономарева Виктория Викторовна
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:19Моисеева Мария
12.03.2024 22:08:19Веденеева Екатерина Владимировна
Голос из ВКонтакте
12.03.2024 22:08:19Кумачева Анна В

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su