Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Книга года по психологии»
Реферат проекта

«Детская и подростковая психотерапия» (учебник для бакалавриата и магистратуры)


Актуальность, новизна, значимость проекта

Это первый отечественный учебник по детской и подростковой психотерапии, ориентированный на психологическую, немедицинскую модель психотерапии, что во многом определяет его инновационный характер. Значимость и актуальность учебника обусловлены современной ситуацией в сфере подготовки специалистов, способных оказывать психологическую помощь детям и семьям, растущим запросом населения на такую помощь, потребностью в учебном издании, которое обобщало бы и систематизировало проблемы и вопросы, существующие в этой области.

В учебнике даны представления о современных направлениях и методах психотерапии с детьми и подростками, возможные пути психологической помощи детям и семьям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.

У каждой главы — свои авторы со своими взглядами на вопросы психотерапии  (среди которых известные психотерапевты, признанные лидеры направлений, имеющие богатый опыт практической психологической работы, а также молодые психологи, их ученики). Однако, несмотря на то, что авторы разрабатывают разные подходы, все они разделяют следующие принципы:

  • любая форма психотерапевтического процесса рассматривается как диалог между ребенком и терапевтом;
  • отношение к ребенку как к человеку, обладающему правом быть самим собой, правом на автономию, правом быть понятым и принятым;
  • отношение к родителям как к союзникам в психотерапии с детьми, понимание необходимости их поддержки.

Основное содержание работы

Учебник состоит из четырех разделов, включающих 20 глав. В первом разделе (главы 1 и 2) формулируются общие принципы и понятия детской и подростковой психотерапии, определяется специфика психотерапевтической работы с детьми, интегрируются некоторые положения, отражающие современные представления о психотерапии с детьми и подростками в разных подходах. Ключевыми в этом разделе являются понятия «развитие», «семья», отношения «ребенок — родители».

Во втором разделе (главы 3 — 13) рассматриваются основные направления психотерапии с детьми и подростками: детский психоанализ, детский юнгианский анализ, гештальт-терапия, символдрама, игровая и песочная психотерапия, постклассические методы психотерапии с детьми, варианты интегративной модели психотерапии и поведенческая терапия. Здесь же описаны конкретные психологические приемы и средства, способствующие организации и осмыслению детского опыта. Завершает раздел глава, посвященная исследованиям эффективности различных подходов в детской и подростковой психотерапии.

В третьем разделе (главы 14 — 16) анализируются подходы к психологической работе с проблемами, по отношению к которым дети и подростки представляют собой группу риска, и с расстройствами, которые наиболее тесно связаны с подростковым возрастом (нарушения пищевого поведения, аддикции).

Четвертый раздел (главы 17 — 20) посвящен проблемам психологической помощи и сопровождения семьи и детей в трудных жизненных ситуациях, когда задача психотерапевта и психолога прямо соответствует исконному значению слова «терапия» — «забота, уход, попечение».

Результаты, выводы

В результате освоения материала, представленного в учебнике, читатели узнают об основных направлениях, подходах и методах психотерапии с детьми и подростками; ознакомятся с принципами организации помощи детям и семьям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. Смогут рассматривать проблему ребенка в контексте его возраста, социокультурной и семейной ситуации, соотносить методы работы с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка.

Учебник адресован магистрам и студентам, специализирующимся в области консультативной психологии, детского и семейного консультирования и психотерапии, психологии развития и психологии семьи. Он также будет полезен всем тем, чья деятельность связана с оказанием психологической  помощи детям, подросткам и их родителям.

 


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 393 читателя

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su