Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Феномен творчества учащейся молодежи в период войны» (практико-исследовательский проект)


Автор:
Логинов Анатолий Владимирович
Ровеньки, Луганская область

Актуальность. Вопрос творчества в военное время нашел широкое освещение в литературе. Но большинство работ на данную тему посвящены «узким» вопросам, к примеру, творчеству писателей, поэтов, композиторов во время Великой Отечественной Войны и т.д. Вопрос творчества учащихся в военное время, особенно в войнах новейшего времени остается слабоизученным, что делает его рассмотрение крайне актуальным. Проект исследования творчества учеников старших классов проводилось в период 2014 года в Луганской области.

Цель: дать анализ особенностей развития творчества учащихся в период войны.

Задачи:

  • проанализировать особенности творческого процесса учащихся в период войны;
  • охарактеризовать роль новых информационных технологий в войнах нового времени как инструмента развития креативности учеников;
  • определить место творчества в системе потребностей учащихся в военный период.

Методы реализации проекта:

  • метод наблюдения;
  • сбор и анализ продуктов деятельности;
  • метод опроса (беседа, анкетирование);
  • биографический метод;
  • контент-анализ Интернет-источников.

В период 2014 года в рамках реализации Проекта проводился анализ творческих работ учащихся Луганской области. Ведущим методом работы было знакомство с творческими продуктами учеников, во время проведения с ними занятий в рамках городской секции «Технологии программирования» Малой академии наук г. Ровеньки Луганской области, анализ работ сделанных учащимися в рамках других творческих секций и контент-анализ Интернет-источников.

Руководство творческими проектами учеников, беседы с ними и их руководителями, анализ продуктов творческой деятельности учащихся проведенный в течение 2014 года в Луганской области позволяют говорить о том, что, несмотря на такие явления, как резкое ухудшение условий для жизни и реализации творческого потенциала (период весна-осень характеризовался полным отсутствием воды, электричества, значительными перебоями в поставках продовольствия во многих городах Луганской области, резким сокращением педагогических кадров, закрытием (разрушением) учебных заведений) активность детей в творческом плане не угасала, а для некоторых наоборот, создавшаяся обстановка послужила толчком раскрытия своего потенциала. В проведенных беседах учащиеся отмечали, что существующая атмосфера оказывала существенное влияние на их внутренних мир, а создание творческих работ (стихотворения, текстовые работы, живопись, Интернет-приложения) являются «внешним» выходом их внутренних переживаний. Многие ученики, отмечают, что в период войны впервые стали создавать творческие продукты. Это противоречит общепринятой иерархии человеческих потребностей Маслоу, согласно которой, человек не может испытывать потребностей высших уровней (а творчество относится к высшему уровню человеческих потребностей) при неудовлетворении базовых потребностей (к которым относятся физические потребности и безопасность). Данное утверждение впервые изложено в открытом доступе и является научной новизной исследования.

В 2014 году широко освещалось столетие начала Первой мировой войны. Обилие разнообразных выставок, посвященных этой дате, позволило ознакомиться широкой общественности с достижениями литераторов, композиторов и других деятелей культуры, созданными в период первой мировой войны. Таким образом, военное время не мешает одаренным людям создавать шедевры. Более того неудовлетворенность базовых физиологических потребностей и безопасности не только не только не является преградой в реализации потребностей в творчестве, но и в отдельных случаях, является решающим побудительным мотивом для их раскрытия.

В ходе реализации Проекта мы сделали вывод, что информатике и компьютерам в новых войнах принадлежит особая роль в развитии творчества детей. По мнению автора, информационное пространство можно рассматривать как отдельный фронт, деятельность на котором не регламентирована никакими международными конвенциями и роль учащихся в нем является очень высокой, а в некоторых сегментах – доминирующей. Разработка графических мотиваторов/демотиваторов вполне под силу школьникам, и позволяет им высказывать свою позицию средствами анимированной графики, в том числе и с использованием звукового оформления. Создание и размещение видеороликов на Youtube способствует развитию таких навыков как написание сценариев, монтаж, съемка и т.д. В ходе реализации проекта выявлен резкий всплеск творческой активности учащихся в социальных сетях, создание специализированных групп, где они могут высказывать свою позицию, публиковать свои творческие работы (стихотворения, авторские военные песни, графические работы и т.д.).

Выводы

1. Наряду с крайне негативными явлениями период военного времени характеризуется всплеском творческой активности учащихся. Широко известна фраза «Когда пушки говорят, музы молчат». В трактовке автора эта фраза приобретает такое звучание «Когда пушки говорят, музы далеко не молчат, а иногда их звуки заглушают залпы орудий, «продукты» искусства «бьют» гораздо дальше самых дальнобойных орудий, оставляя гораздо более заметные следы в истории стран и человечества в целом».

2. Потребность в творческой деятельности, ее реализация в военное время прямо опровергают устоявшееся утверждение, что эта сфера деятельности интересует человека, только при удовлетворении потребностей в безопасности и базовых физических потребностей (согласно иерархии Маслоу). Это утверждение, приведенное в данной работе, впервые изложено в открытом доступе и является научной новизной исследования.

3. Роль использования компьютерных технологий как средства развития креативности в военное время резко возрастает, а средства информационных технологий служат мощным инструментом развития и воплощения творческих замыслов молодых пользователей.



Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su