Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Психолого-педагогическая психобиографическая программа "Мой путь в будущее" для формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников» (программа, альбомы-путеводители)


Актуальность

Ценностные ориентации подрастающего поколения влияют на стабильность и благополучие каждого человека, семьи, общества и страны. Для формирования российской гражданской идентичности (как высшей формы духовно-нравственного развития у выпускников общеобразовательной школы) разрабатываются различные психолого-педагогические программы. Однако в этих программах не всегда четко обозначена их объединяющая и мотивирующая основа для участников педагогического процесса. По нашему мнению, психобиографический подход в формировании основ российской гражданской идентичности, придает системный характер воспитательному процессу, благодаря соединению личной биографии ребенка, истории семьи и рода с историей страны – Родины.

Теоретико-методологическая основа

Наша программа является продолжением развития идей авторской программы «Семь Я», разработанной М.А. Дозоровой, Н.В. Кошлевой и А.А. Кроником для детей дошкольного возраста (2001, 2005).

Теоретико-методологической основой нашей программы «Мой путь в будущее» для учащихся начальной школы (далее «программа») является психобиографический подход в психологии жизненного пути. Программа опирается на Закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепцию развития поликультурного образования в РФ.

За основу нашей программы мы взяли проверенные временем ключевые факторы воспитания:

  • роль семьи в воспитании ребенка;
  • роль школы в усвоении детьми основных ценностей гражданского общества;
  • роль деятельности, которая в нашей программе конкретизируется в использовании проектного метода;
  • роль родословной и значимых других в поисках себя и своего места в социуме;
  • значимость нравственного и эстетического воспитания;
  • значимость детства в воспитательном процессе;
  • значимость личной биографии для человека.

Характеристика психобиографической программы «Мой путь в будущее»

В гимназии № 61 г. Набережные Челны нами разработана и начата реализация психолого-педагогической программы воспитания юных граждан России «Мой путь в будущее» для учащихся начальной школы.

Цель психобиографической программы «Мой путь в будущее» заключается в формировании основ российской гражданской идентичности у младших школьников.

Задачи:

  1. сформировать у детей нравственно-духовные установки взаимодействия и сотрудничества в поликультурном социуме;
  2. сформировать у детей основы генеалогического мышления: умение мыслить в историческом времени своей родословной, видеть свою значимую роль в цепи родословной;
  3. интегрировать личную биографию ребенка, историю его семьи и рода в историю города, региона, страны и мира.

Способ реализации: проектный метод.

Конечный продукт воплощается в тематических семейных альбомах.

Руководитель программы: учитель начальных классов.

Психологическое сопровождение: педагог-психолог.

Составители альбома: семья.

Методический материал: альбомы-путеводители для начальной школы.

Время проведения: внеурочное время.

Срок реализации: четыре года.

В первом классе дети познают историю своей семьи и рода во взаимосвязи с городом, в котором они живут; во втором – республикой (регионом); в третьем – Россией (страной); в четвертом – другими странами, миром, включая свой внутренний мир.

В нашей программе взаимосвязь истории семьи и рода с городом, республикой, страной и миром соответствует 4-м составляющим поликультурного образования: этнокультурной, национально-территориальной, общероссийской, мировой. Тематика альбомов соответствуют трем уровням этнополитической модели российской гражданской нации: этнокультурный, национально-территориальный, общегосударственный.

Проектные работы (ребенка, родителей и педагогов) – семейные альбомы остаются в семье, как семейная реликвия. Это выступает одним из мотивирующих факторов интереса родителей к нашему проекту.

Формирование основ российской гражданской идентичности у младших школьников проводится через тематические задания, представленные в альбомах программы «Мой путь в будущее».

Этапы и формы реализации программы

Работа по нашей программе состоит из 4-х этапов: планирования, мотивирования, реализации, подведения итогов.

Вначале формируется мотивация родителей и детей к участию в программе через игры и предварительные занятия совместно с детьми.

Занятия со школьниками по альбому-путеводителю проводятся 2 раза в неделю внеурочно по 35 минут. Листы-задания альбома-путеводителя даются детям постранично. Альбомы можно использовать как в цветном, так и в черно-белом варианте. В последнем варианте дети разукрашивают каждую страничку сами по своему усмотрению.

Если ребенок растет в неполной семье, тогда другого родителя может заменить значимый для семьи человек.

Каждый год, по итогам работы проводится семейный праздник с презентацией альбомов-путеводителей каждой семьи.

Результаты

Психобиографическая программа «Мой путь в будущее» для формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников разработана и издана в виде альбомов-путеводителей:

  1. Мой путь в будущее: Я, моя семья, мой город. Альбом-путеводитель для познания себя, других и мира первоклассниками / Под ред. Р.А.Ахмерова. Набережные Челны: ФГБОУ ВПО НИСПТР, 2012. 51 с.
  2. Мой путь в будущее: Я, моя семья, моя Республика. Альбом–путеводитель для познания себя, других и мира второклассниками / Под ред. Р.А.Ахмерова. Набережные Челны: ФГБОУ ВПО НИСПТР, 2012. 51 с.
  3. Мой путь в будущее: Я, моя семья, моя страна. Альбом–путеводитель для познания себя, других и мира третьеклассниками / Под ред. Р.А.Ахмерова. Набережные Челны: ФГБОУ ВПО НИСПТР, 2013. 50 с.
  4. Мой путь в будущее: Я, моя семья, мой мир. Альбом–путеводитель для познания себя, других и мира четвероклассниками / Под ред. Р.А.Ахмерова. Набережные Челны: ФГБОУ ВПО НИСПТР, 2014. 64 с.

Сокращенный, иллюстрационный варианты альбомов приведены в дополнительных материалах.

Проверка эффективности нашей программы показывает его результативность в повышении позитивного отношения к себе, семье, городу, республике проживания, России (в дополнительных материалах).

Опросы родителей показывают положительные отзывы о нашей программе «Мой путь в будущее» (в дополнительных материалах).

Заключение

Психобиографический подход обогащает и дополняет другие подходы в формировании основ российской гражданской идентичности, а также позволяет связать воспитательные воздействия с Я-концепцией, субъективными картинами жизненного пути и жизненного мира маленького человека одновременно формируя их. Значимые для ребенка люди принимают здесь активное участие в совместной деятельности по воссозданию и построению историй жизненного пути семьи и рода.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su