Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

Программа профилактики правонарушений, употребления спиртных напитков, курительных смесей и наркотических средств несовершеннолетними МБОУ «СОШ №6» г. Усинска Республики Коми


В последнее десятилетие для России злоупотребление несовершеннолетними психоактивными веществами, а также безнадзорность и правонарушения в подростковой среде превратились в проблему, представляющую серьёзную угрозу здоровью населения, социальной сфере и правопорядку.

Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Именно в это время подростки начинают осознавать себя личностью, сравнивают себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует их к самовоспитанию. В это время формируется и даже может резко измениться характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не всегда могут прогнозировать, стремятся к независимости. Всё это относится к подростковому возрасту в целом. Но есть определённая категория подростков, у которых причисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже противоправным действиям. Они не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям, часто нарушают дисциплину, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, иногда бросают школу, курят, пьют, бродяжничают, нарушают законы и считают себя неудачниками. Такие подростки относятся к «группе риска». Эта группа несовершеннолетних, выделенная на основании определённого набора социально-демографических, личностных и психологических признаков, характеризуется большой склонностью к злоупотреблению ПАВ, безнадзорным образом жизни, совершением правонарушений.

Целью нашей программы было формирование у учащихся школы, где мы работаем, стойкой негативной установки по отношению к употреблению ПАВ, формирование личностных нравственных качеств и адаптации в социуме.

Для этого мы поставили следующие задачи:

  • вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям;
  • повышение уровня профилактики ПАВ и пропаганда ЗОЖ среди учащихся;
  • формирование у несовершеннолетних комплекса социальных знаний и умений, необходимых для самопознания, нормативного социального поведения, оптимального выстраивания отношений с окружающими;
  • воспитание гражданских качеств и толерантности через организацию социально значимой деятельности;
  • привлечение родителей к решению вопросов профилактики вредных привычек

Участниками данной программы были учащиеся 1-11 классов, их родители, педагоги, специалисты города.

Программа позволила в результате объединения усилий педагогического коллектива, медицинского персонала, работников правоохранительных органов, реально снизить численность школьников, подверженных правонарушениям, табакокурению, употреблению ПАВ.

Программа состоит из трёх этапов.

На первом с детьми 7-10 лет мы формировали представления о здоровье, его значении, об основах здорового образа жизни; осваивали в разных видах деятельности навыки безопасного поведения; развивали навыки самоконтроля; формировали комплексное представление о здоровье; расширяли знания о негативном воздействии наркотических веществ на организм человека; формировали устойчивость к негативному давлению среды. Для этого мы использовали такие формы работы, как: игровые ситуации, инсценирование, тренинги «Загадки необитаемого острова», «Учимся быть внимательными», «Правила доброты», «Я учусь владеть собой»; ролевые игры.

На втором этапе с детьми 11-13 лет вырабатывали специальные навыки высокой самооценки себя, как личности; установку «не делай себе плохо» по отношению к ПАВ; расширяли знания о негативном воздействии наркотических веществ на организм. В этом нам помогли тренинг «Уроки общения», ролевые игры, инсценирование, беседы с элементами рассуждения.

На третьем этапе с детьми 14-17 лет осваивали навыки отказа и навыки пошагового общения в ситуациях наркотического заражения, умения найти выход в конфликтной ситуации. Здесь использовали тренинги «Мир моих чувств», «Мой жизненный выбор», тренинг общения, толерантности, ролевые игры, дискуссии, деловые игры; беседы с элементами рассуждения, презентации, создали видеоролик «Мы за здоровый образ жизни».

Для кадрового обеспечения программы нами были привлечены психологи городского отделения социальной помощи семье и детям, педагог-психолог школы, социальный педагог, педагог-организатор, классные руководители, инспектор ОПДН ОМВД России по г. Усинску, специалисты, работающие в области профилактики употребления несовершеннолетними психоактивных веществ -детский врач-нарколог.

Для отслеживания результатов работы мы использовали анкетирование учеников и родителей, анализ успеваемости детей, анализ количества подростков, состоящих на учёте, в «группе риска», анализ количества правонарушений по сравнению с периодом, когда данная программа не реализовывалась.

Анализируя результативность проекта с использованием мониторинговых исследований, мы пришли к следующим выводам: успеваемость детей, с которыми проводилась работа в целом повысилась на 12%; в школе снизилось количество учащихся, состоящих на внутришкольном учёте с 2% до 1,7%; состоящих на профилактическом учете в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с 1,9% до 1,7%; количество учащихся, состоящих на профилактическом учете в отделе по делам несовершеннолетних с 1,9% до 1,7%; количество учащихся, совершивших правонарушения с 0,8% до 0,4%. За этот период не было совершено ни одного преступления несовершеннолетними.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что комплексная работа многих специалистов в рамках программы по профилактике правонарушений, употребления спиртных напитков, курительных смесей и наркотических средств несовершеннолетними в одном направлении дала положительные результаты и может быть использована в работе образовательных учреждений.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su