Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Телефон доверия как ресурс психологической помощи пожилым людям»


Автор:

Новизна, актуальная и практическая значимость:

В данной работе представлены результаты, анализ и выводы 8-летней работы «Телефона доверия» (далее ТД) при ГБУ «Комплексном центре социального обслуживания населения Колпинского района». Это относительно новая форма оказания психологических услуг в нашей стране (информация о первом ТД была опубликована в 1982 г.). Целевой группой ТД являются все категории граждан, не зависимо от возраста и социального статуса. В данной работе:

  • произведено ранжирование граждан с разным социальным статусом по количеству обращений на ТД
  • были рассмотрены возможности ТД в оказании психологической помощи пожилым гражданам, особенности использования техник активного слушания для работы с пожилыми людьми
  • произведен анализ эффективности работы ТД
  • рассмотрены особенности работы коллектива, методы профилактики
  • сделаны выводы для дальнейшего развития ТД с точки зрения психологической помощи гражданам пожилого возраста

Абоненты, классификация запросов

Сделав сравнительный анализ данных за 8 лет работы, был получен результат, что чаще услугами ТД пользуются молодые инвалиды (в основном лица с психическими нарушениями в состоянии ремиссии), так как их круг общения ограничен, и если потребность в общении не удовлетворяется, то их психическое состояние ухудшается.

На втором месте по востребованности в услугах ТД находятся граждане, состоящие в браке или имеющие детей, они обращаются по вопросам детско-родительских отношений, супружеским вопросам, социальным вопросам, с различными коммуникативными проблемами, абоненты настроены на изменение иррациональных жизненных конструктов.

На третьем месте по количеству обращений находятся пенсионеры. Все обращения пожилых граждан можно разбить на следующие запросы и ранжировать их по количеству звонков:

  • ситуации эмоционального одиночества,
  • для получения информации о социальных услугах,
  • по вопросам здоровья,
  • конфликты дома,
  • алкогольная, наркотическая зависимость детей, внуков,
  • утрата близких.

Особенности применения техник и методов при работе с пожилыми людьми

Существуют особенности в применении техник, в построении психологической работы в отношении пожилых людей. Не каждый человек, не каждая иерархия ценностей готова к изменениям даже в более молодом возрасте, а тем более в пенсионном, поэтому главное, что может сделать консультант, это выслушать человека, который искренне недоумевает и не понимает в чем причина сложившейся ситуации. Установлению доверительных отношений способствуют техники активного слушания. Особенно следует обратить внимание на технику «вербализация эмоционального состояния».

Постоянные пожилые клиенты, с ними беседа по телефону носит характер психологического патронажа, это люди, которым одиноко, разговор с психологом носит для них значение, как разговор с хорошим знакомым. Благодаря возможностям интернета, можно совместно послушать любимую песню, любимое музыкальное произведение, почитать книгу. Но нельзя забывать о правиле, ограничения звонка по времени для постоянных клиентов, именно это правило дает консультанту и абоненту не переходить грань профессиональной помощи.

Следующая категория звонков от пожилых людей, это ситуации потери близкого человека. Задача консультанта — это помощь в планомерном проживании всех стадий горя.

Очень много звонков на ТД с запросом информации. Пожилые люди очень активные и деятельные, поэтому на отделении должен быть свой телефонный справочник, в котором есть все полезные телефоны, желательно с алгоритмом действий в каждом конкретном случае, тогда пожилой человек чувствует себя защищенным и ориентирующимся в современном мире.

Оценка эффективности работы ТД

Сам термин эффективность в переводе с лат. носит следующее значение: эффективность — продуктивность использования ресурсов в достижении какой-либо цели. Цель работы ТД - обеспечить полноту и своевременность психологической помощи населению. Цель понятна, но используются ли ресурсы в полном объеме, и решение каких задач может помочь в достижении максимальной эффективности работы ТД? Оценить эффективность работы ТД задача не простая, не выработаны конкретные методы и параметры оценки.

Рассмотрение каждого параметра эффективности носит относительный характер, поскольку не выработаны общие методы оценки, но необходимость оказания социально- психологических услуг по телефону доверия сомнений не вызывает. Профессиональная деятельность психологов ТД направлена на повышение качества жизни людей: на снижение агрессии у людей, включая аутоагрессию и суицид, на укрепление психического здоровья. О необходимости работы ТД говорит количественный анализ обращений абонентов. С каждым годом увеличивается количество звонков за счет значительного увеличения обращений трудоспособного населения, и пока не значительного увеличения количества обращений пожилых людей.

Выводы

В заключение работы, для дальнейшего развития важной сферы психологических услуг «Телефона доверия» сформулированы следующие выводы.

  • ТД эффективен и востребован всеми возрастными и социальными категориями граждан.
  • Для развития ТД как ресурса психологической помощи пожилым гражданам необходимо более масштабно информировать граждан о работе ТД:
    • регулярно проводить встречи с соц. работниками и рассказывать о работе и возможностях ТД
    • привлечь внимание администрации района к необходимости рекламных брошюр и рекламы в СМИ района ТД
    • расширить сотрудничество с общественными организациями для людей с ограниченными возможностями
  • В целях профилактики проф. выгорания сотрудников ТД
    • проводить регулярные супервизии
    • предлагать сотрудникам ТД другие виды психологической деятельности (групповые занятия, очные консультации)
  • Телефон доверия является мощным и пока до конца не реализованным ресурсом оказания помощи пожилым гражданам.

Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su