Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Создание русскоязычной версии методики A. Hirschi, D. Lage ”Фазы принятия карьерного решения“» (методическая разработка)


Актуальность

В настоящее время формирование карьерной готовности у студентов представляется одной из ключевых задач системы высшего профессионального образования России. Решение данной задачи предполагает разработку и внедрение в образовательный процесс новейших технологий по развитию карьерной готовности, базирующихся на богатейших отечественных традициях и богатейшем зарубежном опыте.

На этапе окончания вуза студенту необходимо сформировать собственное представление о профессиональной карьере, освоить навыки активного поведения на рынке труда, научиться управлять своим профессиональным развитием, воспринимать и аккумулировать информацию из смежных областей. Учась в вузе, молодой человек должен заложить мощную основу для профессиональных достижений во всей последующей деятельности. Однако, как показывают многочисленные исследования, не каждый выпускник готов строить карьеру в выбранной профессиональной области. В связи с этим, повышается значимость психологического консультирования в области построения карьеры и в том числе определения этапов (фаз) карьерного решения и их содержания.

Одним из способов исследования данной проблемы является методика Six-Phase Model of Career Decision-Making, разработанная A. Hirschi, D. Lage. В ходе диагностики испытуемым предлагается выбрать наиболее соответствующее их профессиональной ситуации описание этапа карьерного решения. Поскольку в России на данный момент отсутствуют опросники изучающие фазы принятия карьерного решения, данная методика привлекла наше внимание своей простотой применения, объяснительным потенциалом и эвристическими возможностями.

Научная и практическая значимость

Исследование психодиагностических возможностей данной методики объясняется задачами профессионального консультирования, и, прежде всего, необходимостью для российских специалистов иметь экспресс-методы диагностики этапов карьерного решения. Оперативное получение психологической информации будет особенно актуальным при групповом (массовом) обследовании.

Ни в одном из современных исследований не рассматривается гипотеза о различиях в степени карьерной готовности у студентов на различных фазах принятия карьерного решения. Для ее проверки A. Hirschi в своем исследовании на выборке шведских студентов показал, что на завершающих этапах карьерного решения студенты обладают более высоким уровнем карьерной готовности. При этом у них линейно уменьшается количество вариантов выбора карьеры; на первой и последней стадии принятия карьерного решения отмечается большее количество студентов мужского пола.

Основные этапы работы:

  1. Получение разрешение от автора методики A. Hirschi на апробацию и публикацию полного русскоязычного текста методики «Фазы принятия карьерного решения».
  2. Перевод текста методики на русский язык, который включил в себя:
    • подготовку первичного перевода текста с английского на русский язык
    • экспертную содержательную оценку перевода, которая предполагала адаптацию лексики и грамматики языка к особенностям генеральной совокупности, для которой предназначен тест
    • проверку эквивалентности перевода оригиналу, предполагающую соотнесение полученного перевода опросника с внесенными поправками лексического и грамматического плана с оригиналом, конкретной процедурой такой проверки явился обратный перевод с русского языка на английский.
  3. После достижения эквивалентности перевода и оригинала опросника следующим этапом явилась стандартная процедура психометрической проверки теста, которая включала анализ пунктов теста и проверку теста по основным психометрическим характеристикам: надёжности и валидности. Внешняя валидность методики подтвердилась в ходе корреляционного анализа порядкового этапа (фазы карьерного решения) с мотивационными установками участников исследования. В результате дисперсионного анализа установлено, что показатели мотивации к карьере значимо различаются в зависимости от фазы принятия карьерного решения. Полученные результаты показывают, что определение шести фаз карьерного решения на выборке российских студентов, можно рассматривать в качестве прогностического параметра мотивационного компонента карьерной готовности.

Результаты и выводы

Проведенная нами психометрическая проверка методики позволила сделать вывод о ее эффективности и возможности использования в практике работы отечественных психологов.

Психодиагностические возможности русскоязычного варианта методики A. Hirschi, D. Lage «Фазы принятия карьерного решения» соответствуют задачам карьерного консультирования: позволяют осуществлять экспресс-диагностику этапов карьерного решения и их психологического содержания.

Важнейшим направлением дальнейшего исследования прогностических возможностей методики является исследование гендерных особенностей принятия карьерного решения, а также уточнение результатов на выборках студентов, обучающихся в вузах с различной образовательной направленностью.


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su