Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Программа психологической реабилитации психически больных в условиях Таллиннского Дома душевного здоровья»


Авторы:

С 14 октября 2013 года по 16 июня 2014 года на базе Таллиннского Дома душевного здоровья Надежда Олару проводила 33 групповых занятия со взрослыми людьми с особыми психическими расстройствами по программе психологической реабилитации (модификации психотерапевтической методики В.Ю. Слабинского «Древо Характера»), разработанной в русле метода позитивной динамической психотерапии.

Люди с психическими расстройствами часто выпадают из общества, что может усугубить процесс реабилитации больного. Шизофрения - это болезнь, которая, в первую очередь, затрагивает социальные аспекты жизни человека. Такие люди часто замкнуты в себе, утрачивают социальные навыки и у них пропадают эмоциональные контакты с окружающими. Целью Таллиннского Центра Душевного Здоровья является поддержка людей с особыми психическими потребностями в процессе выздоровления, предлагая им качественные услуги. Под выздоровлением подразумевается нахождение нового смысла в жизни, большей самостоятельности, поддерживающих отношений, возможность учиться и работать. Упор ставится на обучении жизни человека в новых для него условиях и возможности жить с болезнью. Одним из главных аспектов реабилитации больных шизофренией является восприятие клиента как полноценной личности с его индивидуальным характером, личными особенностями и потребностями.

Характер – это целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека (Большая советская энциклопедия). Использование модифицированной психотерапевтической методики В.Ю. Слабинского «Древо характера» при работе с людьми с особыми психическими потребностями, в частности, шизофрении, позволило выяснить индивидуальные актуальные конфликты участников группы и способствовало восстановлению/формированию черт характера, наиболее важных для развития эмоционального контакта с окружающими и понятия/принятия самого себя. Теоретический базис методики: концепция характера А.Ф. Лазурского, теория отношений В.Н. Мясищева, современные технологии личностно-ориентированной педагогики.

Первые два месяца (7 сеансов) группа была открытой и в нее могли вливаться новые участники. Начиная с восьмой встречи, группа перешла на работу в закрытом режиме и собиралась для встреч минимум 2 раза в месяц. Продолжительность каждой групповой сессии составляла 2,5 часа. Количество участников группы – 8 человек.

На момент начала групповой работы по результату теста Дембо-Рубинштейн наблюдалось выраженное рассогласование структуры самооценки у участников группы.

При анализе результатов теста «БАК-конфликт» были выбраны актуальные черты характера для работы в группе: справедливость, вежливость, обязательность, толерантность, чистоплотность, послушание, верность, общительность, пунктуальность, искренность, усердие, бережливость, терпение. Также можно отметить, что из перечисленных 13 черт характера только 3 были с низкими баллами (3-5 баллов – справедливость, общительность и искренность), тогда как остальные были завышены (11-12 баллов) - вежливость, обязательность, толерантность, чистоплотность, послушание, верность, пунктуальность, усердие, бережливость, терпение.

Каждое групповое занятие включало в себя подробный разбор одной из черт характера (использовались определения из словарей и энциклопедий), участники группы рассказывали о собственном опыте и семейных концепциях, связанных с данной чертой характера. Анализировались эмоциональные, когнитивные, поведенческие проявления данной черты характера в реальной жизни участников группы. Для закрепления материала использовались арт-терапевтические техники (рисунок, лепка), специальные когнитивные загадки, ролевое моделирование, специально подобранные позитивные аффирмация и формулы аутотренинга.

Алгоритм проведения занятий:

При подготовке к занятию психолог формирует свое собственное понимание отдельно взятой черты характера с использованием справочных материалов из книги Слабинский В.Ю. «Характер ребенка. Диагностика, формирование, методы коррекции» (СПб, 2012).

Занятие начинается с беседы, во время которой психолог объясняет участникам группы суть отдельно взятой черты характера, адаптируя материал к их уровню восприятия.

Для лучшего понимания темы занятия психолог рассказывает специально подобранную народную сказку (христианскую притчу, восточную историю).

Для выяснения того, что участники группы поняли суть черты характера — темы занятия, им предлагается дать толкование нескольких, специально подобранных пословиц и поговорок.

Для проверки понимания участниками группы того, как реализуется отдельно взятая черта характера на поведенческом уровне, им для решения предлагается несколько ситуативных задач: «Как ты поступишь в ситуации?».

Для закрепления пройденного материала участники занятия рисуют, лепят, вырезают и наклеивают образ, символизирующий конкретную черту характера — тему данного занятия (Аккуратный Апельсин, Вежливые Вишенки, Правдивый Перчик и др.).

В конце занятия участники группы отгадывают загадку, иллюстрирующую тему занятия и в качестве поощрения получают угощение, символизирующее тему занятия.

Для самостоятельного закрепления пройденного материала в домашних условиях участники занятия получают формулу мини-аутотренинга.

Участники группы отмечали интерес к предложенным темам, активно пользовались возможностью порассуждать о важных и сложных вопросах. Можно отметить, что клиентам с особыми психическими потребностями трудно проводить примеры из своей повседневной жизни по данным темам и они проще/быстрее приводят примеры из времени, предшествующего заболеванию. Можно отметить, что трудности возникали во время интерпретации поговорок, что может сказываться в межкультурных различиях. Самые активные обсуждения и возможность услышать различные мнения приходились на следующие черты характера: любовь, тактичность, честность и щедрость.

За время проведения группы можно отметить/выделить повышение доверия между участниками и их сплоченность. Хорошо приветствовались разогревающие упражнения в начале группы, главным важным ритуалом стало общение перед группой и рассказ о предыдущей неделе и главных событиях в ней.

В результате групповой работы участники группы улучшили свои коммуникативные способности – достигли хорошего контакта как с другими участниками группы, так и с руководителем терапевтической группы. Повысилась ответственность участников группы за свое здоровье. Улучшилась социальная адаптивность. Курирующий врач-психиатр отметил позитивные улучшения в коммуникативной сфере, стабилизацию посещения группы и лечащего врача, более обязательное выполнение врачебных предписаний.

Результаты проекта докладывались на международной конференции: VI Чтения, посвященные памяти А.Ф. Лазурского (к 140-летию со дня рождения) (Санкт-Петербург, 2014).


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su