Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«“Сенсорики” - группа дневного пребывания инклюзивного развития и воспитания» (программа совместного пребывания дошкольников с сохранным интеллектом и детей с особыми потребностями развития)


Авторы:
Тишкина Ирина Ивановна
Темиртау, Казахстан
Жидомирова Валерия Сергеевна
Темиртау, Казахстан
Князева Нина Петровна
Темиртау, Казахстан
Таланова Наталья Георгиевна
Темиртау, Казахстан
Яковлева Юлия Сергеевна
Темиртау, Казахстан

Актуальность проекта:

По данным исследования от 2012 года, в г. Темиртау на первом месте по численности случаев инвалидности являются нарушения интеллектуального развития и ДЦП. Особой сложностью характеризуется работа с детьми, имеющими при этом тяжелые нарушения речи. Развивающие занятия в большинстве случаев с такими ребятами осуществляются в индивидуальной форме. При этом крайне сложно отследить  характер динамики в связи с трудностями у ребят выражать во внешнем плане полученные знания. Кроме того, индивидуальная работа со специалистом позволяет подобрать индивидуальную программу к каждому малышу, однако  не решает задач включения ребят в коллектив сверстников. Возникают трудности с реализацией их потребности в общении, организации совместной игровой деятельности. Нередко дети с выраженными нарушениями так и остаются непонятыми и неуслышанными как взрослыми, так и детьми. Таким образом, получая  необходимую помощь специалистов, они продолжают пребывать в изоляции, не имея возможности находиться в детском коллективе и  принимать участие в совместной игровой, учебной и досуговой деятельности. Для обеспечения полноценного процесса социализации появилась острая необходимость в создание таких условий, при которых дети с особыми потребностями могли бы беспрепятственно находиться в коллективе сверстников и  активно вовлекаться в совместную деятельность. Подражая здоровым сверстникам, ребята с особыми потребностями могли бы расширять объем доступных действий. А у детей с сохранным развитием в это же время развивались бы такие качества, как терпимость, желание помочь и поддержать несколько отличающихся от них сверстников.  Для решения этих задач была создана группа инклюзивного воспитания и развития. Проект осуществлялся силами неправительственной организации «Дари Добро» при финансовой поддержке  Общественного фонда «БОТА» в г. Темиртау в период 2012-2014 гг.

Цель проекта:

Для детей с особыми потребностями:

  • обучение навыкам коммуникации у детей с нарушениями в развитии;
  • расширение объема доступных способов взаимодействия со сверстниками.

Для детей с сохранным развитием:

  • развитие толерантного отношения к детям с особыми потребностями.

Практическая значимость:

1. На основе «Основной образовательной программы дошкольного образования от рождения до школы» под редакцией док. псих. наук Н.Е. Веракса создана программа включения детей с нарушениями в развитии в занятия совместно со здоровыми сверстниками.

2. Разработаны календарные планы мини-центра «Сенсорики» по следующим областям развития:  познание мира, развитие речи, чтение художественной литературы, развитие художественных навыков, музыкальное развитие, социально-бытовые навыки, игровая деятельность, занятия с психологом, развитие навыков общения. Занятия адаптированы для групповой работы с учетом задач инклюзии.

3. Разработана программа для детей с особыми потребностями, направленная на развитие навыков общения и взаимодействия в группе детей и со взрослыми. Для детей, имеющих выраженные нарушения речи, подобраны альтернативные варианты реализации полученных знаний, что позволяет таким ребятам активно участвовать в общих занятиях и выражать обратную связь по мере получения нового опыта.

4. Разработаны методы включения детей с особыми потребностями в совместные досуговые и развлекательные мероприятия.

5. Проанализированы результаты развивающей работы.

6. Проанализированы результаты мониторинга, особенности динамики  и характер трудностей в двух группах детей  в условиях инклюзивного развития и воспитания.

7. Разработана программа развития толерантного отношения к детям с особыми потребностями у дошкольников и их родителей.

8. В период реализации проекта проведена работа с общественностью и СМИ посредством тесного сотрудничества с журналистами, проведения круглых столов среди представителей НПО.

9. Проведено анкетирование  родителей детей с нарушением в развитии с целью изучения качества получаемой помощи.

Аудитория, на которую рассчитан проект: дошкольники с сохранным развитием 3-6  лет, дети 3-9 лет с диагнозами: ДЦП, болезнь Дауна, аутизм, различные степени нарушений интеллектуального развития.

Основное содержание работы (её этапы): Работа проводилась в течение двух лет (2012-2014) при поддержке Общественного Фонда «БОТА» силами  Общественного объединения «Дари добро».

1 этап – подготовительный (2012-2013гг.). Проведение анкетирования семей, в которых воспитываются дети с особыми потребностями с целью изучения их нужд.  Проведение программы, направленной на развитие навыков общения посредством доступных видов творчества, с детьми, имеющими выраженные нарушения речи.

Задачи программы «Я - Творец»:

  • Развитие навыков работы с изобразительным материалом, обучение доступным способам творческого выражения;
  • Повышение уровня познавательной мотивации и интереса к общению посредством совместного выполнения творческих работ;
  • Обучение навыкам реализации полученных знаний через выполнение художественного творчества;
  • Развитие навыков театрального мастерства, доступных танцевальных навыков;
  • С целью введения в общение смысловых фраз использована адаптированная методика «Глобальное чтение» Глена Домана. Для формирования  элементарных математических представлений была выбрана методика «Нумикон»;
  • Создание детских групп общения через творческие мероприятия;
  • Проведение трех тренингов, направленных на повышение родительской компетенции в вопросах обучения, развития и воспитания детей с особыми потребностями;
  • Проведение творческих вечеров, праздников и развлечений, актерами и участниками которых являлись сами ребята;
  • Привлечение журналистов, представителей СМИ к проблемам семей, в которых воспитываются  дети с особыми потребностями: конференции, тематические круглые столы;
  • Проведение праздничных концертных мероприятий с целью демонстрации возможностей ребят, их творческого потенциала и реализации полученных навыков.

2 этап – основной (2013-2014 гг.). Организация группы совместного пребывания детей с сохранным развитием и детей с особыми потребностями.  Были проведены занятия согласно программе дошкольного воспитания и развития. Были созданы возрастные подгруппы, в которые были включены дети с нарушениями в развитии. Навыки, полученные в течение  первого года проекта, позволили усвоить и реализовать более глубокие знания. В силу чего, ребята с особыми потребностями смогли принимать участие в общих занятиях по программе дошкольного образования. Кроме того, были организованы совместные праздники и тематические развлечения. В течение данного времени были проведены три диагностических среза. Мониторинг осуществлялся с помощью разработанных бланков возрастных показателей. По данным мониторинга можно было отследить рост или спад динамики.

Результаты:

В заключение следует выделить следующие особенности развития детей в условиях инклюзивного подхода.

Для детей с особыми потребностями:

  • На протяжении всего проекта развитие происходила избирательно.
  • В первую очередь произошло развитие функций, необходимых для познания нового и для продуктивного общения.
  • Произошло развитие областей именно прикладного значения, позволяющих детям выражать себя в общении с окружающими.
  • Нахождение в группе здоровых детей дало толчок для подражания.
  • Во время взаимодействия со здоровыми детьми у ребят с ОП стали формироваться навыки самообслуживания, как следствие подражания.
  • Ребята научились активно использовать в общении жесты, мимику и выражать желания звуками (для детей с выраженными нарушениями речи).
  • Развитие речи также происходило по типу подражания, дети научились рассказывать стихи и отвечать на вопросы (для детей с умеренными нарушениями речи).
  • Развилась наблюдательность и интерес к окружающим, желание помочь товарищам по игре.

Для детей с сохранным развитием:

  • Развитие началось также избирательно, как и в предыдущей группе.
  • Одними из первых развивались области, имеющие прикладное значение: общение, эмоциональная и мотивационная сферы
  • К концу проекта те области, которые отставали в развитии, интенсивно выросли до возрастного уровня.
  • К концу проекта развитие у детей с сохранным интеллектом характеризуется равномерностью.
  • У детей белее развиты такие стороны, как умение сопереживать, толерантность, терпимость к особым проявлениям детей с нарушениями в развитии.
  • У детей проявляется внимание к окружающим, желание помочь при затруднениях, чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.
  • Развитие детей с сохранным развитием превышает развитие ребят с особыми потребностями в два с половиной раза, что соответствует нормативному возрастному развитию.
  • Дети стали более активны при решении социальных задач.

Социальная значимость:

За время деятельности проекта также проводилась работа, направленная на последующую организованность детей.

  • 4 детей с сохранным развитием были адаптированы к условиям детской группы и   перешли в государственные образовательные учреждения (массовый детский сад);
  • 4 детей были переведены в коррекционный детский сад, в группу  детей с задержкой психоречевого развития (ранее эти ребята  достаточно болезненно переживали разделение с мамой);
  • 3 детей с ДЦП получили направление на домашнее обучение (в связи с выраженными нарушениями двигательной сферы);
  • 2 детей с сохранным развитием поступили в первый класс общеобразовательной школы
  • 6 детям с нарушениями в развитии выданы сопровождающие документы – характеристики для поступления в специализированные учебные заведения города: ОВШИ, речевая школа. Из них у 3 детей было пересмотрено заключение ПМПК. Ранее ребята имели статус «необучаемых».
  • 3 семьям была оказана консультативная помощь по вопросам оформления социального пособия по заболеванию. В настоящее время семьи получают социальные выплаты.


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su