«Одаренность: природа и диагностика» (монография)
Актуальность проблемы развития одаренности постоянно возрастала за последние четверть века. В настоящее время на основе подписанной в 2012г. Президентом РФ «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» разработан и внедряется в практику комплекс мер по ее реализации.
Одним из значимых, а также теоретически и практически сложным вопросом в названной проблеме является раннее выявление одаренности. Задача выявления одаренности, незаурядных достижений с раннего возраста ─ с верой в то, что этот потенциал должен быть сохранен и развит, ─ формулируется на государственном уровне как самостоятельная. Вместе с тем это одна из наиболее сложных проблем образования, имеющая ряд серьезных рисков для всего развития ребенка, его одаренности и в целом становления личности.
Противоречивость имеющихся подходов в понимании природы одаренности в отечественной науке, недоучет рисков применяемых технологий развития одаренности в педагогической практике в настоящее время ставят под удар решение поставленной правительством задачи. Указанная задача может быть решена эффективно при условии наличия научно обоснованного понятия одаренности и валидного метода ее идентификации, а также соответствия форм и методов психолого-педагогической работы возрастной специфики и индивидуальным особенностям детей, имеющим признаки одаренности в ранних возрастах.
Структура книги соответствует поставленным задачам.
В первой главе «Природа одаренности» дается теоретическое обоснование понятия одаренности, рассматриваемого в широком историческом и методологическом контексте. Описана эволюция этого понятия, которая объясняет его различные трактовки в современных работах. Авторское понимание рассматривает одаренность как системное качество личности (при решающей роли духовно-нравственного развития и зрелости познавательной мотивации), обеспечивающее творчество.
Во второй главе «Одаренность и ее виды» уточнено раскрытие видов одаренности.
В третьей главе подробно представлен авторский метод диагностики и развития одаренности «Креативное поле». Валидность метода доказана экспериментально в течение 43 лет на более 9 тыс. испытуемых (свыше 7 тыс. учащихся 48 школ разных регионов страны с 1 -11 класс и дошкольников, а также свыше 2 тыс. взрослых широкого спектра профессий). Его прогностичность проверена в лонгитюдах длительностью от 6 до 40 лет.
Серия кросскультурных исследований (в 1970-1990 гг. в Украине, Белоруссии, Болгарии, Чехословакии, Латвии, Эстонии, в 2013г. - в Германии) указала на независимое от культурных особенностей одинаковое популяционное распределение по уровням осуществляемой деятельности, соответствующим авторской типологии творчества.
Метод «Креативное поле» используется также при подборе, подготовке и эффективной расстановке кадров на основе адекватного распределения задач, соответствующих личностным особенностям и творческим способностям персонала. Наряду с авторским, приводится анализ комплекса методик и технологий, разработанных ведущими отечественными учеными и проверенных широкой педагогической практикой.
В четвертой главе книги «Типы развития одаренности» дана авторская интерпретация типов ее развития. Объяснены механизмы так называемых проблем одаренных. В связи с задачами практики по раннему выявлению одаренности особое внимание уделяется описанию ее становления в дошкольном возрасте. Научно обоснована необходимость связывать индивидуальные особенности развития детей и эффективность применения форм и методов психолого-педагогической работы по развитию детской одаренности в ранних возрастах.
Предлагаемая книга представляет дальнейшее развитие взглядов авторов по природе одаренности, изложенных в серии публикаций: «Рабочей концепции одаренности» (1998-2003) в составе авторского коллектива (Д.Б. Богоявленская – ответственный редактор, В.Д. Шадриков – научный редактор); в монографии «Одаренность: понятие, виды, проблемы» (МИОО, 2005), где представлена уже только наша авторская позиция. Эта позиция также изложена в ряде сборниках (научный редактор и составитель Д.Б. Богоявленская), в том числе в сборнике «Методики диагностики творческих способностей школьников в образовательных учреждениях, работающих с одаренными детьми» (2009, на материале выполненного гранта МО РФ – научный руководитель Д.Б.Богоявленская).
Введенные нами дополнения, расширяющие психологический и социальный контекст проблемы, и уточнение в раскрытии понятия одаренности в данной книге, на наш взгляд, имеют принципиальное значение, когда работа по выявлению и сопровождению одаренных детей становится в стране массовой.