Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Исследование образа семьи у подростков из полных и неполных семей» (научно-исследовательская работа)


Актуальность, научная и практическая значимость.

В современной психологической науке проводится достаточно мало исследований по вопросам семейного воспитания подростков, в том числе образа семьи, а так же различия в его восприятии у подростков из полных и неполных семей. Это делает проблему актуальной и малоизученной.

Данная проблема обусловлена большой социальной востребованностью в исследованиях по вопросам представления и дальнейшего построения семьи. Такие запросы связаны с большим количеством дисгармоничных семей, ростом разводов, неадекватностью мотивов заключения брачных союзов, ранних браков, детей, рожденных внебрачного союза и растущих в неполных семьях, процессом поляризации возраста вступления в брак, рассогласованностью ценностей супругов.

Цель и задачи исследования.

Цель работы: определение сходств и отличий в представлениях молодых людей из неполных и полных семей об образе семьи, и  таким образом, установлении влияния типа семьи на формирование образа семейной жизни.

Для реализации поставленной цели были реализованы следующие задачи:

1. Сделать аналитический обзор литературы по проблеме.

2. Провести психодиагностику.

3. Выявить различия между показателями и интерпретировать их.

Основное содержание работы (или ее этапы).

Объект исследования: представления о семье у подростков из полных и неполных семей.

Предмет исследования: особенности образа семьи у подростков из полных и неполных семей.

Гипотеза исследования: существуют различия в образах, отношениях и характеристиках семей у подростков  из полных и неполных семей.

Этапы:

1 этап. Теоретическое обоснование проблемы.

2 этап. Организация и проведение экспериментально-психологического исследования представлений подростков из полных и неполных семей об образе семьи.

Объектом эмпирического исследования послужили 100 подростков мужского и женского пола в возрасте от 14 до 17 лет. Первую (экспериментальную) группу составили подростки из неполных семей. Вторую (контрольную) группу составили подростки из полных семей.

Для реализации поставленных целей и задач были использованы психологические и математические методы. Методы психологической диагностики включали беседа, наблюдение, анализ истории жизни и опросники:

  1. Проективные методики «Рисунок семьи» и «Семья, которую я хочу».
  2. Методика «Незаконченные предложения» (модифицированный вариант для подростков).
  3. Метод семантического дифференциала.

Математические методы исследования представлены непараметрической статистикой в виде U-критерия Манна-Уитни.

3 этап. Изучены особенности образов семьи у подростков из полных и неполных семей. Сформулированы выводы и предложена разработка рекомендаций по оптимизации подготовки молодежи к семейной жизни.

Результаты, выводы

Проанализировав научную литературу, посвященную изучаемой проблеме, можно сделать вывод, что самым важным и влиятельным фактором социализации подростка была и остается семья, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Условия, в которых живет семья, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. В процессе социализации молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях. Образ будущей семьи включает комплекс представлений подростка о своей будущей семье, потенциальном супруге и детях, характеристиках взаимоотношений с ними, способах воспитания детей.

В результате экспериментально-психологического исследования с помощью методик проективного рисования были сделаны выводы, что показатели, характеризующие особенности настоящей и будущей семей у подростков заметно ниже, чем у подростков из полных. Самый высокий средний показатель общей выборки был получен по шкале «Эмоциональное отделение от родительской семьи». Самый низкий – по шкале «Социальное одиночество».

С помощью методики «Незаконченные предложения» так же сделаны выводы, что показатели у подростков из неполных семей, характеризующие особенности образа семьи ниже, чем показатели у подростков из полной семьи. Самый высокий средний показатель был достигнут по шкале «Отношение к матери», что обусловлено тем, что мать для подростка по-прежнему является авторитетом. Самый низкий – «Отношение к лицам противоположного пола», это обусловлено возрастными особенностями.

С помощью непараметрического U-критерия Манна-Уитни была оценена достоверность различий  отношения к семье, образов семьи в 2-х группах подростков: из полных и неполных семей.

Таким образом, были получены достоверные различия в восприятии собственной семьи, образах семьи  и характерных особенностях семей у детей из полных и неполных семей, что подтверждает гипотезу исследования.

Исходя из полученных результатов, можно сказать, что цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.


Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su