Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической науке»
Реферат проекта

«Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России» (монография)


Автор:

Сложившийся в конце XX – начале XXI века характер общественного развития создает условия для расширения возможности компетентного выбора личностью жизненного пути, придает особую остроту самореализации субъекта, активно изменяющего «мир» и «себя в мире», выявляющего в этой многогранной работе смысл культурного самоосуществления. Особое значение в условиях социокультурной неопределенности приобретает проблема субъектного становления женщины-матери, в процессе которого она не только созидает себя, но и задает смысло-жизненные основания становления ребенка как самостоятельного субъекта, а, следовательно, и перспективы направленного в будущее развития социокультурного пространства в целом.

Интенсивность изменений современного социокультурного пространства, отсутствие превалирующих ценностей и единого начала духовной жизни обусловили изменения концептуальных основ воспитания: перед современной матерью встает свобода выбора его содержания, целей, задач, способов осуществления воспитательной деятельности. Таким образом реализация высочайшей жизненной цели матери – сформировать ребенка как целостную личность напрямую зависит от меры ее субъектности. В связи с этим возникает необходимость изучения особенностей субъектного становления матери как научных основ ее психолого-педагогического сопровождения в современном социокультурном пространстве России.

В монографии представлена авторская концепция, объясняющая особенности материнства в современном социокультурном пространстве России.

Субъектное становление матери рассматривается как психологическое явление высокой степени сложности, раскрывающее связь личностного и деятельностного самоосуществления женщины-матери в социокультурном пространстве. Их соотношение выступает фундаментальным условием, благодаря которому обеспечивается высший уровень организации и синтеза сложно взаимосвязанных в системное целое субъектных характеристик, выявляется субъектность существования матери.

Описаны теоретико-методологические основания, принципы изучения субъектного становления матери как ее самоизменения, определяющего момент перехода к себе как к иному, новому уровню целостности посредством актуализации самостных процессов, потенциал которых обеспечивает освоение матерью своего нового субъектного состояния и задает возможные траектории изменения себя как открытой саморазвивающейся системы, задавая тем самым изменения ребенка и социокультурного пространства.

Предложена модель, раскрывающая сущность, детерминанты, механизмы и основания субъектного становления матери в социокультурном пространстве:

  • обоснована триадная детерминация субъектного становления матери, раскрывающая взаимосвязи между общественной и индивидуальной плоскостями социокультурного пространства и воспитательной деятельностью матери. Выявлен и описан психологический феномен влияния на самосознание, психику и поведение матери социокультурного пространства общества, которое согласовывает конкретную женщину-мать и общество как совокупного субъекта в едином со-бытийном пространстве и опосредует содержание ее индивидуального социокультурного пространства, сложившегося на данный момент в психике матери образа мира, определяющего для нее значение и смысл восприятия, понимания и преобразования социокультурной реальности. Раскрыта специфика воспитательной деятельности матери как преобразовательной активности, направленной на формирование у ребенка смысловых образований, в которых записаны эффекты воспитательного воздействия, вклады матери;
  • описан психологический механизм субъектного становления матери, представленный единством процессов рефлексии и антиципации. Действие данного механизма состоит, во-первых, в придании личностного смысла воспринимаемой социокультурной реальности, в построении субъективного образа мира, себя и диады «Мать – Ребенок» как части этого мира; во-вторых, в актуализации самостных процессов, посредством которых мать созидает себя, достигает высшего уровня личностной зрелости; в-третьих, обеспечивает матери выход на уровень устойчивой самореализации посредством изменения себя и, как следствие, ребенка и социокультурного пространства в целом;
  • обосновано, что в условиях выраженной неопределенности современного социокультурного пространства России сущность матери-субъекта обнаруживается через проблемное поле ее самостного потенциала; теоретически доказано и эмпирически подтверждено, что достижение субъектной целостности матери обеспечивается самосознанием как фундаментальным основанием ее субъектного становления;
  • дано определение самосознания матери как сущностной (смыслообразующей) составляющей субъектности матери в социокультурном пространстве, представленной диалектическим единством образа мира и развертыванием субъективного опыта женщины; как сложного, синтетического, психологически значимого образования, присущего матери, которое выступает внутренним фактором рефлексии ее самопостижения и самоотношения и антиципирует перспективы самореализации в социокультурном пространстве;
  • определены критерии субъектности матери, в качестве которых рассматриваются результирующие характеристики ее самосознания: дифференцированность образа «Я – мать», наличие в образе «Я – мать» характеристик, отражающих собственную позицию матери, открытость новому опыту, ценностное отношение к материнству, принятие себя в роли матери, отношение к ребенку как субъекту, воспитательная компетентность, самопроектирование будущего, целостность самосознания матери.

Описаны результаты исследования общих особенностей, раскрывающие субъектную сущность матерей в современном социокультурном пространстве России и вариативность субъектного становления, опосредованная личностными и деятельностными переменными, в которых раскрывается системная организация матери как субъекта:

  • охарактеризовано актуальное субъектное состояние матерей в современном социокультурном пространстве России;
  • теоретически обоснованы и эмпирически выделены уровни субъектности матерей (высокий, средний, низкий), эмпирически зафиксировано преобладание низкого уровня субъектности;
  • на основе содержательного анализа комбинации элементов в структуре самосознания выявлены и описаны типы субъектности матерей, отличающиеся сформированностью психологического механизма субъектного становления матери: субъектно-жертвенные, субъектно-противоречивые, субъектно-нормативные, субъектно-неуверенные, субъектно-деятельные, субъектно-благополучные, субъектно-зрелые;
  • доказано, что увеличение стажа материнства не приводит к совершенствованию матери как субъекта, определяя возникновение новых качеств по горизонтали, когда медленное изменение состояния матери как субъекта приводит лишь к содержательной перестройке структуры ее самосознания;
  • теоретически обосновано и эмпирически подтверждено, что качественное своеобразие субъектности матери связано с ее личностными особенностями, среди которых ведущая роль принадлежит смыслам и ценностям женщины, а также таким личностным качествам, как оптимистичность, ригидность, пессимистичность, мужественность – женственность, импульсивность, невротический сверхконтроль. Установлено, что вариант субъектного становления матери сопряжен с наличием оптимистичности в сочетании с ценностями развития себя, собственного престижа в сфере общественной жизни.

Предложена система психолого-педагогического сопровождения матери, ядро которой составляет обучение. Установлено, что психологическим основанием обучения матерей, обеспечивающего их личностное самосовершенствование и эффективность воспитательной деятельности, является развитие самосознания посредством формирования навыков рефлексии и антиципации как единого психологического механизма, определяющего процесс субъектного становления матери в ходе обучения. Разработана и апробирована обучающая программа, позволяющая объективировать значимые составляющие субъектного становления матери в современном социокультурном пространстве.

Книга будет полезна научным и практическим работникам интересующимся проблемами психологии семьи, материнства и детства, преподавателям, аспирантам, студентам, обучающимся по психолого-педагогическим специальностям.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su