«Формирование психологической устойчивости смены при работе в нештатных ситуациях» (программа тренингового занятия с оперативным персоналом атомной станции)
Актуальность, научная и практическая значимость
Для большинства видов деятельности специалистов и функциональных групп таких как, органы внутренних дел, подразделения министерства обороны, МЧС, ФСБ экстремальные условия являются характерными.
Вместе с тем понятие особые (экстремальные) условия более емкое. Оно включает в себя как содержание, так и форму его выражения. Оно не ограничивается характеристикой обстановки (ситуации), возникающей лишь при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, а включает в себя более широкий круг обстоятельств социального характера (Майдыков А. Ф.).
Социально-значимые психологические ценности и мотивы специалистов занимают ведущую роль во всей их психической деятельности и поведении в экстремальных условиях. Именно от них зависит в решающей степени успешность подготовки и профессиональной деятельности специалистов и функциональных групп в экстремальных условиях. Экстремальные условия негативно действуют только на неподготовленных или недостаточно подготовленных специалистов и функциональные группы. На подготовленных специалистов и группы экстремальные условия действуют как дополнительный обучающий фактор, который повышает их профессиональную готовность (Смирнов В. Н.).
Любые виды промышленной деятельности характеризуются наличием риска возникновения аварий с серьезными последствиями. Для каждого вида деятельности риск специфичен, так же как и меры по его уменьшению.
Актуальность психологического обеспечения деятельности персонала АЭС начала формироваться с 1982г. и получила развитие после трех самых тяжелых аварий на атомных станциях (АЭС) «Три МайлАйленд», Чернобыльской АЭС и «Фукусимы» (Абрамова В.Н. Третьяков В.П.).Стала очевидна величина последствий этих аварий и роль человеческого фактора в обеспечении безопасности.
Основой профессиональной подготовки оператора является структура его реальной профессиональной деятельности, которой присуща психическая напряженность, порождаемая постоянным ожиданием и поиском отклонений в параметрах функционировании оборудования; высокой ценой возможной ошибки, необходимостью принимать решения в сжатые сроки и при отсутствии полностью определенной исходной информации. Эффективное взаимодействие операторов, особенно в нештатных ситуациях, позволяет сократить время на обработку и передачу информации, а также принять правильное решение.
Каждый индивидуальный субъект может существовать и действовать только при наличии других субъектов. Но это справедливо и для группового субъекта, который обладает качеством (способностью) к групповой саморефлексии, т.е. идентификацией группы, формированием чувства, образа — Мы. Кроме того, групповой субъект обладает такими признаками, как взаимосвязанность, взаимозависимость (интенсивность, теснота взаимных связей, зависимостей между индивидами в группе и содержание этих зависимостей) членов группы и совместная активность (способность проявлять различные формы совместной активности, причем как внутригрупповой, так и межгрупповой) (Брушлинский А. В., .Воловикова М. И.).
Безопасная, эффективная эксплуатация и обслуживание сложных технических комплексов в деятельности персонала АЭС высветила проблему надежности человека-оператора, как одного из элемента сложной системы управления систем, что требует от персонала предприятия специальных знаний, умений и навыков. Для обеспечения надежности «человеческого фактора» и повышения безопасности АЭС необходимо выполнять ряд мероприятий по психологическому сопровождению профессиональной деятельности оператора АЭС.
Необходимость формирования и поддержания на требуемом уровне необходимых знаний и умений персонала в области группового взаимодействия при нештатных ситуациях является актуальной задачей в психологическом и психофизиологическом сопровождении деятельности персонала АЭС в т.ч. формирование умений и навыков поведения в ситуации витальной угрозы (террористическая деятельность (угроза персоналу и членам его семьи и др. близким людям, угроза объектам АЭС), ситуации, связанные с неадекватным поведением коллег и руководителей («внутренний нарушитель»)).
Цели и задачи
Цель программы тренинга: развитие и поддержание на необходимом уровне знаний, умений и навыков эффективного поведения персонала блочного щита управления атомной станции
Задачи программы:
- формирование знаний у персонала об основных чертах внештатных ситуаций и особенности их воздействия на психику человека;
- практическое развитие навыков индивидуального и группового взаимодействия в модулируемых внештатных ситуациях: террористическая угроза, «внутренний нарушитель», ситуации с витальной опасностью.
- подготовка персонала к оптимальному взаимодействию в условиях повышенных стрессовых нагрузок;
- обучение приемам саморегуляции, оказания экстренной психологической само- и взаимопомощи;
- формирование наиболее эффективные способов реагирования персонала в профессионально-сложных (внештатных) ситуациях.
Содержание проекта
Программа данного тренинга апробирована при поддержании квалификации персонала блочного щита управления службы технологического управления (СТУ) в учебно-тренировочном центре АЭС в 2012г.
Выборка участников – лица мужского пола возрастной группы 26-64 года, имеющие высшее профильное (техническое) образование, в количестве 145 человек (27 групп (смен)). В каждую из смен входило от 4 до 6 человек по следующим должностям: начальник смены станции, начальник блока станции, ведущий инженер по управлению реактором, ведущий инженер по управлению турбиной, ведущий инженер по управлению блоком АЭС.
Продолжительность тренинга 4 часа.
Структура программы тренинга включала в себя учебно-методический материал психолога, учебно-методический материал обучаемого, презентацию в формате Power Point, интерактивная доска, маркеры, стулья, планшеты, бумага формата А4, часы, шариковые ручки, повязки на глаза.
Программа тренинга состоит из модулей:
- Введение (мотивация участников к обучению).
- Тематический блок №1 (характерные черты внештатных ситуаций и особенности их воздействия на психику человека).
- Тематический блок №2 (толерантность к стрессу активных участников событий повышенного риска).
- Практическое занятие №1 («принятие жизненно важного решения»). Цель – развитие самосознания, анализ защитных механизмов психики, шерринг по окончанию.
- Практическое занятие №2 («нештатная ситуация»). Цель – развитие навыков группового взаимодействия в модулируемых внештатных ситуациях (террористическая угроза, поведение в ситуации заложника, угроза члена семьи персоналу и д.), шерринг по окончанию.
- Тематический блок №3 (основы взаимопомощи в стрессовых ситуациях).
- Практическое занятие №3 («само- и взаимопомощь»). Цель – развитие навыков диагностики острых стрессовых состояний, методов оказания экстренной психологическую помощь, шерринг по окончанию.
- Практическое занятие №4 («рабочие состояния»). Цель – развитие навыков саморегуляции, умения управлять эмоциональным тонусом, шерринг по окончанию.
- Практическое занятие №5 («безопасное место»). Цель – развитие навыков саморегуляции, умения применять методы саморелаксации шерринг по окончанию.
- Практическое занятие №6 («безоценочное восприятие»). Цель – развитие навыков без оценочного восприятия, шерринг по окончанию.
- Практическое занятие №7 («план действий в профессионально-трудной ситуации»). Цель – составление плана действий в профессионально-трудной (внештатной) ситуации, определить меры активного противодействия стрессу и способы по минимизации последствий, шерринг по окончанию.
- Тематический блок №4 (управление поведением во внештатных ситуациях).
Место апробации программы: г. Сосновый Бор Ленинградской области, «ОАО Концерн Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция».
Сроки и этапы реализации программы.
- сентябрь – декабрь 2011 г. – разработка программы тренинга;
- январь – декабрь 2012 г. – реализация программы;
- январь – декабрь 2013 г. – анализ результатов программы.
Результаты реализации программы.
1. Оценки «обратной связи» персонала
Вопросы анкеты «обратной связи» |
Кол-во положительных оценок |
Кол-во удовлетворительных оценок |
Кол-во неудовлетворительных оценок |
Кол-во оценок нет мнения |
Последовательность и логичность изложения |
95% |
5% |
0% |
0% |
Возможность использования и полезность в выполнении вашей работы |
93% |
7% |
0% |
0% |
Информированность и понятность слайдов |
93% |
7% |
0% |
0% |
Формулировка целей занятий и соответствие им содержания материалов |
95% |
5% |
0% |
0% |
Подготовленность ведущего |
98% |
2% |
0% |
0% |
Логичность изложения и понятность объяснений |
94% |
2% |
0% |
2% |
Внимательность к вопросам аудитории, полнота и правильность ответов на них |
92% |
2% |
0% |
6% |
Общая оценка тренинга |
98% |
0% |
0% |
2% |
Среднее |
95% |
4% |
0% |
1% |
2. В течение 2012–2013 гг. оперативный персонала блочного щита управления (БЩУ) успешно проявил себя при решении сложных производственных задач, количество нарушений связанных с неправильными действиями персонала БЩУ по психологическим или психофизиологическим причинам было равно нулю. Это позволило обеспечить эффективную и безопасную выработку электроэнергии на АЭС.
3. Аттестационная комиссия ОАО «Концерн Росэнергоатом» включила программу данного тренинга в «лучшие практики» и она была рекомендована к использованию на всех атомных станциях России.
- Видео «О Лаборатории психофизиологического обеспечения ЛАЭС» в «Психологической газете»
- Видео «Психолог — это призвание»