Номинация «Проект года в психологической практике» по итогам 2013 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Программа тренинговых занятий в рамках психологического сопровождения людей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) в условиях реабилитационного центра» ()

Автор:

Согласно статистическим данным, количество людей, которым присвоена инвалидность, в России составляет 2 млн. 800 тыс. человек. Это 9,2% всего населения страны. К сожалению, с каждым годом инвалидов в стране становится все больше. В настоящее время особое внимание уделяется социальной поддержке людей с ограниченными возможностями здоровья, открываются новые реабилитационные центры, внедряются инновационные способы работы с данной категорией лиц. Однако, на данный момент нет подробного описания специфики психологической работы в центрах реабилитации.

Программа социально-психологических тренингов, разработанная для людей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра, представляет опыт психологической службы в «Центе по обучению и реабилитации инвалидов» г. Саратова, который возможно применять и в других аналогичных учреждениях. В данной программе представлена специфика работы с людьми, имеющими ограничения по здоровью, описаны сложные моменты реабилитационного периода, представлены психотехнологии работы психолога.

Задачами программы являются: психологическая поддержка, расширение круга социальных контактов, гармонизация психоэмоционального состояния, развитие коммуникативных навыков, овладение техниками саморегуляции и самоподдержки, развитие адаптационных навыков, формирование стрессоустойчивости и уверенного поведения, социализация и пр.

Данная программа включает следующие методы работы: ароматерапия, музыкотерапия, кинотерапия, психодрама, сказкотерапия, фототерапия, юморотерапия, просветительская деятельность, выездные мероприятия (конная прогулка, прогулка в лесу, тренинге на поляне) и многое другое.

Основной целью психолога является повышение реабилитационного потенциала клиента в рамках грамотно сформированных специфических условиях, специально организованном пространстве, которое даёт возможность «увидеть» свой уникальный путь реабилитации, социализации, личностного роста с опо­рой на свои сохраненные, здоровые качества личности.

Реабилитационный период рассчитан на четыре недели. Тренинговые занятия проводятся два раза в неделю по следующим основным направлениям:

1 неделя – знакомство, самопрезентация. Все клиенты на первом этапе поступления в центр реабилитации проходят психодиагностику, где выявляются запрос клиента, мотивация, особенности эмоционально-волевой сферы, уровень развития познавательных процессов, определяется основной вид психологической работы, осуществляется дифференциация клиентов на тренинговые группы, прописываются индивидуальные маршруты реабилитации.

2 неделя – овладение техниками саморегуляции, самоподдержки, повышение уровня стрессоустойчивость.

3 неделя – овладение навыками эффективной коммуникации.

4 неделя – подведение итогов (самопознание, самоанализ).

Сложности ведения психологических тренингов в условиях реабилитационного центра заключаются, во-первых, во временном ограничении. Курс реабилитации рассчитан на один месяц и последующее посещение Центра возможно только через шесть месяцев.

В условиях Центра тренинг представляется в несколько модифицированном виде относительно программ, сконструированных для людей без серьезных телесных (физических) ограничений.

Все занятия рассчитаны на час – полтора часа, что связано с ограничениями по здоровью клиентов. В связи с этим особое внимание уделяется разработке и подбору наглядного материала к каждому занятию (презентации к занятиям, кинофильмы или мультипликационные фильмы и др.). В данных условиях с большой осторожностью следует включать в тренинги техники, затрагивающие глубинные процессы личности, т.к. существует риск, что данный процесс может быть не завершен в течение одного занятия. Однако, это не означает, что от них можно полностью отказаться в групповой работе, т.к. целый ряд поставленных самими участниками задач возможно решить лишь при работе в группе на грани морального риска. Ограничения связаны только с квалификацией и опытом психолога...

Вторая сложность заключается в дифференциации подхода к клиентам, которые впервые получили инвалидность и к клиентам, которые являются инвалидами детства.

Третья сложность – специфика заболевания (уровень развития познавательных процессов, степени нарушений двигательных и речевых функций организма, эмоционально-волевой сферы и др.), что влияет на подбор психологических техник и выбор направления психологической реабилитации в целом.

Четвертая сложность – различный уровень мотивации, запросов и целей клиентов, степени их готовности к работе над своей личностью.

Основные критерии, которые учитываются при формировании тренинговых групп: запрос клиента, мотивация и заинтересованность, уровень развития познавательных процессов, особенности эмоционально-волевой сферы, глубина нарушения речи, слуха, зрения.

Выводы

Психологическое сопровождение в условиях реабилитационного центра имеет свою специфику и сложности. Программа тренинговых занятий должна быть наглядной, эффективной, носить целевой характер, но не длительной по времени. Основная цель психологического сопровождения – повышение реабилитационного потенциала клиента.

Содержательные материалы

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Проект года в психологической практике» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе