«Возраст мудрости» (практико-исследовательский проект )
Системная перестройка социума чревата не только кризисами, но и творческим обновлением социальной активности. Поскольку крайние возрастные группы населения, как правило, лишены возможности активно влиять на жизнь общества и на свою роль в нем, то они и представляют наиболее выраженные формы психоэмоциональной и социальной напряженности вне системы деятельностной компенсации. Симметричны также уровни социальной ответственности в отношении данных категорий населения, перекликаются и многие социализирующие, интегрирующие, психологически благоприятствующие подходы к коррекции индивидуального и категориального состояния – и не только симметричны, но коррелируют и системно интегрируют.
Весьма важно, таким образом, не только благоприятное сопровождение наиболее социально зависимых групп населения, но и включение их в полноправный созидательный диалог. Интегрируя информационно-методические и предметно-деятельностные аспекты сотрудничества специалистов и общественности, представителей микросоциального окружения пожилого немощного человека, мы расширяем территорию взаимодействия существующих и появляющихся институций общественной активности. Существующие ныне в Белоречье приюты, Кризисный, Реабилитационный центры обращались за помощью к нашим участникам, объединяющимся тогда ещё в формате Белорецкой Педагогической Гостиной, для разработки учредительных и представительных концептов, инновационного и рейтинг-сопровождения, корпоративной и социальной рекламы, изучения и формирования общественного мнения, поддержки баз данных общественного запроса и потребностей различных слоёв населения, аналитических и рефлексивных форм сотрудничества. Органично современным тенденциям социального развития, а также интересам и приоритетам государственных служб и учреждений, специалистов и руководителей, субъектов общественного сотрудничества ставятся и решаются как профильные задачи участников, так и интегрирующие, производные, смежные, инициируя объединяющие социально ориентированные проекты. Можно назвать примером масштабного государственно-общественного творчества «Социальные рейсы», когда руководители города и района вместе с нашими участниками, проезжая дорогами Белоречья, вступали в диалог с гражданами, изучая запросы и резонансные моменты общественного мнения, представляя инновационные социальные акции, объединения, формируя востребованные в регионе стандарты. В продолжение этих тенденций закономерно широко разворачивается монопроект социального работника Резяповой И.Ю. по реализации общественного, волонтёрского, досугового, оздоровительного, культурологического, личного потенциала граждан в системе поддержки её подопечных. Художники и туристы, «ботаники» и фантазёры, карьеристы и скитальцы – всем находится причина для участия в её сепаратных и более представительных мероприятиях. Примером актуализации личностного, культурологического, образовательного, педагогического, общественного потенциала пожилых граждан стал монопроект заведующей МДОБУ №23 г. Белорецка Витушкиной Н.А. «Ветеранский педсовет», ставший исследовательской темой публикации в журнале «Психология зрелости и старения» №1/2013. Решение задач второго, казалось бы, ряда в образовательном пространстве ДОУ стало системообразующим компонентом в сотрудничестве педагогического коллектива и общественности, сущностным условием развития социально-образовательного сообщества, развития социально ответственных инициатив и имиджа учреждения. Наши участники находят или организуют по душе, по интересам, по основному профилю или теме исследования место в волонтёрском и казачьем движении Белоречья, образовывают самостоятельные группы и объединения. В рамках представленного проекта объединены самые динамичные, тактически действенные подходы к оздоровлению среды и жизнеустройства пожилых граждан.
Актуальность нашего проекта – в поиске и благоприятной реализации современных системообразующих подходов адресного сопровождения лиц на этапе возрастного снижения социальных возможностей. Включенность в эту систему социально ответственного обеспечения создает базу для формирования психологического ощущения защищенности и у пожилых членов общества, и у широких социальных слоев.
При поддержке Координационного Центра по проблемам помощи инвалидам и их семьям Белорецкого района и г. Белорецка на организационной базе Кризисного Центра и Белорецкой Педагогической Гостиной, в настоящее время преобразованной в Межведомственную Межрегиональную Интернет-Гостиную «Белая речь», создавались принципиальные концепты данного проекта, который в настоящее время обретает региональные масштабы.
Примером практико-исследовательского подхода в интегрирующем сотрудничестве специалистов и общественности может служить один из монопроектов, входящих в структуру интегрирующего проекта «Возраст мудрости», отраженный в конкурсной публикации «Золотой Психеи» Е.В. Рыбаковой «Геронтологический договор». Здесь раскрыты инициирующие позиции проблемного и кризисного характера, спонтанные и целенаправленные акции практического рода, аналитические аспекты сотрудничества, разработка и апробация методик, общественный резонанс, межведомственная координация.
Частично отдельные направления проекта «Возраст мудрости» органично распространились из педагогической среды. Монопроекты «Ветеранский педсовет» Витушкиной Н.А., «Региональные проблемы социализации» Сайфуллиной Л.Х., «Белая бабушка», и «Сказители» Набиуллиной М.С., «Забытый язык» и «Мнемориум» Рыбакова Д.Г., «Восточная практика и Здоровье» Азнабаевой В.Г. закономерно вовлекали в сферу своей деятельности микросоциальное окружение детей, а также широкую общественность.
Досуговый монопроект Рыбаковой Е.В. «Дискотека «Жади», привлекший женщин всех возрастов к занятиям танцем живота, породил дочерний проект для «очень взрослых женщин» «Будур» под наблюдением врача МСЭ г.Уфа Акубековой Г.Д., отраженный в аналитическом монопроекте «Компонентный анализ системы двигательной терапии восточного танца «Будур». В своей статье в журнале «Психология зрелости и старения» она раскрывает особенности своего творческого метода оздоровительного сопровождения социальных инициатив.
Обобщая разноплановый опыт взаимодействия специалистов и общественности в ходе интегрирующего сотрудничества, выделим этапы организации проекта:
- инициирующий, когда проблемно-кризисные тенденции развития социума активизируют инициативы социальной ответственности;
- аналитический, здесь специалисты и общественные деятели изучают проблемное поле, выделяют значимые аспекты, позиционируют целеполагающие и практико ориентированные концепты сотрудничества, организационно-методические подходы;
- монопроективный, формирующий деятельностно-исследовательские концепты вокруг авторских идей и активистов;
- рефлексивный, обеспечивающий самоанализ и самопрезентацию участников, корректировку и подстройку значимых компонентов;
- широко интегрирующий, обеспечивающий общественный резонанс с вовлечением более инертных участников и созданием новых форматов социально ответственного взаимодействия.
Социально-творческий посыл наших участников самого разного уровня вовлечённости инициируется, мы надеемся, не только необходимостью и личностным компонентом, но и инновационным ресурсом текущего этапа общественного развития.