Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Социально-психологическое сопровождение молодежной политики Курской области»


Актуальность, научная и практическая значимость

Кризисные явления в становлении духовно-нравственной сферы современной молодежи и пути их преодоления активно обсуждаются в отечественной психологической теории (Юревич, 2011; Фельдштейн, 2013 и др.) и практике (Дубровина, 2013; Чернышев, 2013 и др.).

Наш проект использует принцип проектирования психологической помощи молодежи в условиях региона (Курской обл.). Помощь направлена на подготовку молодежных лидеров гуманистической ориентации, которые могут оказывать позитивное влияние на личностное развитие своих сверстников. Известно, что молодежь более ориентирована на сверстников, чем на взрослых.

Основное содержание работы

Проектирование социально-психологической помощи молодежи региона через введение социального обучения и организацию развивающих социальных сред.

Социальное обучение молодежи – это формирование знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях, направленного на достижение разнообразных, общественно значимых целей. По своему предмету и методам оно является одним из видов психологической помощи.

Развивающая социальная среда («социальный оазис») – это социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания. В такой среде наиболее полно актуализируются и межличностные, и межгрупповые механизмы успешного саморазвития личности.

Теоретические основания создания подобных сред содержатся в концепциях С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Б.Ф. Ломова, Л.И. Уманского, А.Л. Журавлева, В.В. Рубцова, В.И. Панова, А.В. Брушлинского, Е.В. Шороховой и др. На основе вышесказанного были сформулированы гипотезы социально-психологической помощи молодежи в личностном развитии в рамках формирующего эксперимента в масштабах региона.

Гипотеза 1. Социально-психологическая помощь учащейся молодежи наиболее эффективна в условиях экспериментально созданной социальной среды с высокими духовными характеристиками совместной жизнедеятельности, т.е. особый микросоциум, заметно отличающийся от обычной среды – своего рода «социальный оазис».

Гипотеза 2. Периодическое включение индивидов и групп подростков и юношей в качестве субъектов совместной деятельности и общения в специально созданные реальные улучшенные социальные среды («социальные оазисы») на основе актуализации принципа сочетания социального знания и социального действия ведет к значительным личностным изменениям индивидов («социальному обновлению» личности) и повышению уровня социально-психологической зрелости групп.

Организационно экспериментальная ситуация создавалась в рамках психологической школы молодежных лидеров в системе дополнительного образования в регионе, открытой в 1960-е годы Л.И. Уманским и А.С. Чернышевым и функционирующая до настоящего времени, а с 2011 года проектирование психологической помощи молодежи осуществлялось уже в пяти психологических центрах с охватом более 1000 молодых людей ежегодно.

Результаты

Высокосодержательная и многоплановая жизнедеятельность подростков и юношей в психологически обогащенных средах привела к значительным личностным изменениям – «социальному обновлению личности» (термин А.В. Шаронова) как на уровне сознания, так и на уровне поведения. Одновременно шло и формирование высокоорганизованных, психологически зрелых групп.

Воспитанники центров систематически включаются в добровольческую деятельность в регионе, что вопреки мнению о бездуховности и меркантильности – отражает их готовность к участию в жизни других людей, оказанию им помощи. В этом проявляется гуманизм как базовая ценность личности. Наличие большого числа воспитанников профильных центров в регионе оказывает большое влияние на молодежное движение, а сами центры как престижные молодежные организации стали ценностью для подростков и юношей. Центры вошли в общественное сознание региона как большое и полезное дело по воспитанию молодежи, как ценность и гордость Курской области. Так, например, во время презентации Курской области в Москве во Всероссийском выставочном центре правительство и губернатор области сочли целесообразным включить в достижения региона материалы о психологической школе лидеров.

В настоящее время в регионе на основе теоретической модели психологической школы лидеров создано еще четыре аналогичных центра несколько иного профиля в зависимости от специфики контингента современной молодежи.

Управление деятельностью профильных центров осуществляет Комитет по делам молодежи и туризму Курской области (председатель – А.А. Чертова), а научно-теоретическую составляющую обеспечивает кафедра психологии Курского госуниверситета (зав. кафедрой, профессор А.С. Чернышев).

Научно-методическое обеспечение региональной молодежной политики

Опыт использования научных рекомендаций исполнителей проекта социально-психологического сопровождения молодежной политики в регионе опубликован в совместной статье председателя комитета по делам молодежи и туризму Курской области А.А. Чертовой и психологов А.С. Чернышева и Д.В. Беспалова «Профильные лагеря Курской области» // Народное образование, 2013 г., № 3, с. 95-100. Проведены конференции и семинары: 21-23 марта 2013 г. – совместно с комитетом по делам молодежи и туризму Курской области Международная научно-практическая конференция, посвященная 125-летию со дня рождения А.С. Макаренко, по проблеме: «Духовно-нравственные потенциалы молодежного коллектива: диагностика и развитие»; 6-7 октября 2013 г. – II Международная молодежная научно-практическая конференция «Лидерство и социальная активность российской молодежи как стратегический ресурс развития общества»; 5 декабря 2013 г. – семинары: «Теория и практика работы специализированных (профильных) смен в детских оздоровительных лагерях» (А.С. Чернышев); «Личность и группа в профильном лагере» (Д.В. Беспалов).


Содержательные материалы


Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su