Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Бабочка» (релаксационный тренинг)


Актуальность

Многие считают, что высокий уровень интеллекта является основной предпосылкой успешной жизни взрослого человека. Вопрос в том, что вкладывается в это понятие. Однако, ещё Демокрит говорил: «Мудрость приносит следующие три плода: дар хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать». Можно предположить, что речь идёт об уровне эмоционально – волевого самоконтроля.  Именно в детском возрасте начинает своё формирование и развитие этот важный показатель личностного развития влияющий на успешность в будущем: в карьере и семейной жизни.

Проблема развития эмоционально-волевого самоконтроля (ЭВС) приобрела сегодня огромный масштаб. Количество детей с низким ЭВС стремительно растёт. И совершенно нет надобности объяснять специалистам, работающим с детьми, подростками и семьями, к каким последствиям это приводит. Проблемы современного общества говорят сами за себя: психосоматические заболевания, лишний вес; внезапная и неконтролируемой агрессии, асоциальное поведение; гиперактивность, эмоциональная нестабильность, отсутствии мотивации к учёбе, помощи по дому, упорное стремление к развлечениям, к компьютеру; стресс отмечающийся у детей дошкольников.

Конечно, существует огромное количество программ предлагающих занятия, но несмотря на это проблема остаётся актуальной и по сей день. Погоня специалистов в поисках новых технологий уводит от решения насущных проблем.

Практическая новизна и значимость

Данная программа рассчитана на детей требующих психологической помощи: имеющих психосоматические заболевания, трудности поведения, социальной адаптации. Программа построена с учётом возрастных особенностей 4-7-летних детей. Ребёнок на каждом занятие получает инструменты, влияющие на его самочувствие и поведение, помогающие в повседневной жизни моментально решить проблему «на месте», без вмешательства взрослых. Несмотря на то, что программа разработана в Германии она соответствует требованиям ФГОС.

В программе инструментом развития ЭВС и регуляции психического состояния служат как традиционные, так и современные техники: йога, аутотренинг, медитация (Fantasireise), прогрессивная мышечная релаксация Якобсона. Активно используется терапия музыкой, сказкотерапия. Работа с природными и социальными образами идёт последовательно и неразрывно, сочетаясь с используемыми методами и техниками.

Цели и задачи

Цель – коррекция психосоматического состояния и развитие эмоционально-волевой сферы детей.

Задачи:

  • способствовать полноценному психическому и личностному росту и развитию;
  • коррекция самооценки, выработка адекватно-гибких реакций на воздействие внешней среды, развитие самоконтроля, восстановление коммуникативных навыков у детей с психосоматическими заболеваниями;
  • регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребёнка в соответствии с его возрастом и индивидуальными способностями;
  • исправление последствий дисгармоничного воспитания, давления социума (эмоциональных перегрузок), восстановление целостности личности и психодинамического баланса;
  • модификация поведения, ЭВС за счёт обучения новым формам поведения;
  • формирование осознания личностных и эмоциональных ресурсов, позитивного эмоционального отношения к себе.

Основное содержание проекта

Релаксационный тренинг «Бабочка» состоит из 26 занятий. Каждая встреча – это работа над определённой темой Каждая тема прорабатывается в течении двух встреч. Занятия предназначены для групповой работы под руководством психологов. Длительность выполнения заданий зависит от условий работы и от уровня подготовленности детей. Примерный объём: от 45 минут до 1,5 часов, 1-2 раз в неделю. Программа рассчитана на детей 4 – 7 лет.

Структура занятия:

  1. Ритуальное приветствие (Пассивная фаза)
  2. Развитие восприятия (Активная фаза)
  3. Релаксационные упражнения (ПФ)
  4. Двигательные и креативные упражнения (АФ)
  5. Ритуальное прощание (ПФ)

План занятий

  1. Ознакомительно-диагностическое занятие — выявление уровня актуального психоэмоционального состояния детей на момент начала занятий.
  2. Море — ознакомление с внутренним строением ОДА и особенностями работы основных групп мышц; обучения навыкам ПМР.
  3. Зима — ознакомление с границами тела и управлением ими; обучение навыкам различения внутренних изменений, вызванных изменением физического состояния.
  4. Весна — обучение навыкам распознавания изменений состояния; развитие дыхательной мускулатуры.
  5. Мечта  — компенсаторное и гармонизирующее воздействие на самочувствие; отработка основных формул АТ; обучение ЭВС поведения.
  6. Котёнок — обучение массажу органов брюшной полости (ДТ); закрепление формул АТ, ПМР.
  7. Цирк — развитие умений и навыков работы с техникой ПМР, АТ.
  8. Животные — обучение навыку влияния на сложившуюся ситуацию и управление ею, развитие реакции на изменения, стресс.
  9. Я — отработка техники ПМР; развитие способностей к ЭВС; развитие навыков полной концентрации и сосредоточенности на решении поставленной задачи в повседневных условиях.
  10. Лето — достижение глубокого психофизиологического расслабления; развитие навыков самостоятельной подготовки к деятельности, требующей повышенной концентрации и сосредоточенности.
  11. Город — отработка релаксационного способа дыхания; отработка и закрепление умения работать по методу ПМР; формирование целеполагания и целеустремлённости; Активизация внутренних психофизиологических процессов.
  12. Осень — закрепление навыка концентрации внимания на дыхании и достижения состояния расслабления; обучение ЭВС поведения; закрепление эффективных способов управления ЭВС, снятие психосоматических проявлений.
  13. Дети — повторение и закрепление основных элементов ПМР, йоги; повышение уровня ЭВС; Развитие визуального восприятия.
  14. Заключительное занятие — контрольная диагностика.

Результаты

Результаты программы были получены с помощью повторной диагностической процедуры проводимой по окончанию тренинга. Тренинг помог улучшить состояние детей со следующими проблемами:

  • снизилось количество аллергических кризисов у детей астматиков и аллергиков на 30%. У 7% детей аллергические и астматические реакции не проявлялись в течении всего курса;
  • 50% детей научились снимать головные боли, признаки страха и тревоги, а у 72% повысили уровень концентрации.

98% научились успешно управлять психофизическим состоянием и поведением.

В 100% состояние детей улучшилось, изменился взгляд на окружающую ситуацию, появилось желание изменить себя (стать лучше, послушнее, активнее).

Таким образом, можно сделать вывод, что цели и задачи, поставленные программой релаксационного тренинга были полностью достигнуты. 


Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su