Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Использование техник фототерапии в работе с глухими детьми» (образовательная программа)


Актуальность и значимость программы

Для глухих и слабослышащих детей важна успешная социальная адаптация. Процесс творчества представляет собой мощный психологический инструмент, позволяющей в игровой форме конструировать не только продуктивную модель поведения, но и развивать необходимые качества личности.

В данной программе для развития творческих способностей и навыков продуктивного взаимодействия использовались техники одного из новейших направлений арт-терапии – фототерапии.

Научная и практическая значимость: у глухих и слабослышащих детей аудиальный канал познания мира отсутствует или практически отсутствует, и фототерапия в этом ключе является одним из наиболее подходящих методов для данных детей. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений, позволяют детям с ограниченными возможностями более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора.

Содержание образовательной программы

Цель образовательной программы: развитие творческих способностей и навыков продуктивного взаимодействия у глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста с использование техник фототерапии.

Сроки реализации образовательной программы:

  1. Информирование целевой аудитории проекта проведено в сентябре 2013 года (включало  проведение родительского собрания для родителей младших классов, проведение мастер-классов с элементами техник фототерапии).
  2. Составление рабочей группы детей проведено в октябре 2013 года. Включало комплектацию группы в составе 6 детей 4ого «В» класса, (2 мальчика, 4 девочки) с основным диагнозом двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени  F-83 (у некоторых детей были сопутствующие заболевания: ДЦП, ЗПР). Для коммуникативного взаимодействия использовались дактильный алфавит и жестовая речь.
  3. Реализация образовательной программы (ноябрь 2013 – декабрь 2013).

Программа занятий была рассчитана на проведение 14 занятий, по 2 занятия в неделю, продолжительностью около часа, в течение всей второй учебной четверти.

Краткий обзор образовательной программы по занятиям:

1. Знакомство с группой детей. Первичная диагностика.

  1. Игра «Клубочек».
  2. Первичная диагностика:
    • методика «Лесенка» (в модификации В.Г. Щур);
    • проективная методика «Человек под дождем».
  3. Обсуждение правил занятий (составление их вместе с детьми).

2. Занятие с использованием личных фотодокументов ребенка.

  1. Упражнение «Любимый герой».
  2. Психологическая работа с принесенной фотографией.
  3. Упражнение на релаксацию «Лимон».

3. Занятие, направленное на отслеживание эмоционального состояния с помощью техник фототерапии.

  1. Упражнение «Цветная эмоция».
  2. Психологическая работа с предложенным набором фотографий (авторский набор фотографий), направленная на отслеживание актуального эмоционального состояния детей.

4. Занятие с выбором фотоиллюстраций к карточкам.

  1. Упражнение  «Передай сигнал».
  2. Просматривание карточек из набора «Мастер сказок» (весна, лето, осень, зима) (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева) и индивидуальное сопоставление фотографий к временам года. Обсуждение выполненного.

5. Занятие, направленное на преобразование негативных переживаний.

  1. Упражнение «Хорошо или плохо».
  2. Создание преобразующих фоторамок для выбранных негативных фотографий, с последующим обсуждением полученных работ.

6. Занятие, направленное на снижение психоэмоционального напряжения.

  1. Игра «Привет».
  2. Создание «защитного амулета» из предложенных материалов.

7. Занятие, направленное на создание фотографий с изображением «защитного амулета».

  1. Упражнение «Руки друга».
  2. Фотографирование «защитного амулета» и обсуждение полученных работ.

8. Занятие с использованием визуально-нарративного подхода на основе фотографии.

  1. Игра «Шаг вперед».
  2. Создание краткого повествовательного рассказа о «защитном амулете».

9. Занятие с использованием техники «коллаж».

  1. Игра «Водоворот».
  2. Прослушивание сказки «Верить и стараться» О.В. Хухлаевой  с последующим обсуждением.
  3. Создание коллажа на тему «Что мне помогает справляться с переживаниями».

10. Фотографирование «Мое Я».

  1. Упражнение «Пообщаться руками».
  2. Создание портретов и автопортретов.
  3. Обсуждение полученных снимков.

11. Создание коллажа из полученных на прошлом занятии фотографий.

  1. Упражнение «Море».
  2. Создание коллажа из полученных на прошлом занятии фотографий.
  3. Обсуждение полученных работ.

12. Фотографирование природы в контексте своего эмоционального состояния.

  1. Упражнение «Зажимы по кругу».
  2. Фотографирование природы на прогулке.
  3. Просмотр и обсуждение полученных работ.

13. Создание коллажа на тему «Все возможно».

  1. Комплекс дыхательной гимнастики.
  2. Создание коллажа на тему «Все возможно».
  3. Просмотр и обсуждение полученных работ и предложенной темы.

14. Заключительное занятие. Повторная диагностика.

  1. Повторная диагностика
    • методика «Лесенка» (в модификации В.Г. Щур);
    • проективная методика «Человек под дождем».
  2. Общее фотографирование.

Каждое занятие заканчивалось  придуманным вместе с детьми «ритуалом прощания».

Результаты и выводы

В результате реализации данной образовательной программы мы получили следующие выводы.

  1. Самооценивание детей по параметру «Здоровье» повысилось на 16,7% (по среднему замеру класса). Завышенных показателей не выявлено.
  2. Самооценивание детей по параметру «Счастье» повысилось на 16,7% (по среднему замеру класса). Завышенных показателей не выявлено.
  3. Самооценивание детей по параметру «Характер» повысилось на 33,4% (у некоторых детей самооценивание по данному параметру повысилось с заниженного до адекватного уровня).
  4. Самооценивание детей по параметру «Самостоятельная способность справляться с трудностями» повысилось на 33,4% (у некоторых детей самооценивание по данному параметру повысилось с заниженного до адекватного уровня).
  5. Рисунки детей при анализе показали, что у 33,4% детей явно изменился способ преодоления неблагоприятных ситуаций, от защитного фантазирования или убегания от проблем к самостоятельному ее решению.

Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su