Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 
Войдите как член «Психологического клуба» или зарегистрируйтесь


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Коррекция познавательных процессов и мелкой моторики рук “Мастерская Знаний”» (психокоррекционная программа)


Актуальность

Учащиеся с задержкой психического развития имеют различные интеллектуальные и речевые нарушения. Уровень развития ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Несформированность навыков интеллектуальной и учебной деятельности сопровождается нарушением внимания, повышенной истощаемостью и, соответственно, низкой работоспособностью. Данный проект направлен на оказание помощи в развитии и коррекции интеллектуальной и учебной деятельности, на устранение речевых нарушений и пробелов в знаниях, на формирование мелкой моторики рук, для того, чтобы не возникали вторичные нарушения, в виде школьной дезадаптации, личностных изменений, трудностей в поведении, социальной адаптации.

Научная и практическая значимость

Ряд экспериментов, посвящённых выяснению влияния тонких движений пальцев рук на развитие функций мозга ребёнка, показал, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие психических процессов, по мнению М. М. Кольцовой, является «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».

Инновационная направленность проекта состоит в том, что специалисты, работающие в классах с/к/о, используют различные психолого-педагогические технологии в развитии и коррекции когнитивных процессов и мелкой моторики рук. Изучение учебного материала проходит в течение нескольких занятий, в ходе которых ребенок знакомится с новым материалом в нетрадиционной форме, закрепляет знания и использует их в практической деятельности.

Цели и задачи

Цель проекта: устранение причин затруднений в усвоении предметных знаний, умений и навыков, развитие психических процессов и мелкой моторики обучающихся детей с ОВЗ в рамках специального образовательного процесса.

Задачи:

  • создание условий для развития сохранных функций;
  • формирование положительной мотивации к обучению;
  • коррекция отклонений в развитии познавательной сферы, речи и мелкой моторики;
  • развитие произвольности психических процессов (мобилизация сил, умение сосредоточиваться, расслабляться);

Особенности реализации программы

Сроки реализации: 2013 год.

Реализация программы с конкретным учащимся может варьироваться в зависимости от степени тяжести имеющихся нарушений, по мере усвоения программного материала.

Форма проведения занятий. Индивидуальная: занятия проводятся 2-3 раза в неделю с 1 учащимся.

Продолжительность: 20 мин. Занятия проводятся в соответствии с расписанием.

Использование технологий для эффективного усвоения программного материала:

  • Арт-терапевтические техники. Граттаж, дорисовывание, коллаж, картина из пластилина, лепка, монотипия, набрызг, обводка по контору, обрывная аппликация, проступающий рисунок, рисование на песке, жгутиками, методом тычка, работа на стекле, раздувание, соединяем по точкам, симметричное вырезание, фотокопия, шаблонография.
  • Рефлексивные техники;
  • Психологические паузы и релаксация;
  • Здоровьесберегающие технологии (игровые упражнения на релаксацию, пальчиковые гимнастики, разучивание поговорок, песенок, проговаривание их с движениями, упражнение на дыхание, звуковая гимнастика, музыка эмоций, игры на дыхание, ароматерапия)
  • Информационные компьютерные технологии.

Основное содержание работы

Целенаправленное воздействие на обучающихся с ОВЗ осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из четырех этапов:

1 этап: Диагностический. Работа специалистов начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о ребенке. Полученная информация помогает наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной информации составляется педагогическая характеристика.

2 этап: Коррекционный. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с учащимся.

3 этап: Диагностический. Этап оценки эффективности коррекционных воздействий.

Диагностическое изучение проводится в два этапа: на начало и конец занятий. Оно составлено из комплекса диагностических батарей с учетом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста.

Результаты коррекционной работы могут проявляться у ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекциониого процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.

4 этап: Прогностический. Направлен на проектирование корректируемых психологических функций

Структура занятия:

На изучение каждой темы отводятся три встречи:

Встреча 1: Знакомство с темой. Предъявление наглядного материала (пособия, презентация и т.д.). Опрос обучающегося. Продолжительность 20 минут.

Встреча 2: Закрепление материала, изученного по теме. Знакомство с техникой выполнения творческой работой. Продолжительность 20 минут.

Встреча 3: Выполнение творческой работы по теме в изученной технике. Закрепление изученного материала.

Вводная часть, основная и заключительная часть.

Задачами вводной части являются создание положительного эмоционального фона, хорошего настроения и подготовка внимания, мелкой моторики к работе в основной части.

Содержанием основной части занятия является целенаправленное развитие психических процессов согласно изучаемому блоку. В качестве важной составляющей основной части занятия выступает развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук, когда ребенок выполняет практическую работу в определенной технике.

В системе заданий реализованы принципы «спирали» (возвращение к тому же заданию, но на более высоком уровне трудности и «расширения», когда знания по теме расширяются, увеличивается объем и глубина).

Задача заключительной части состоит в подведении итогов, обсуждении результатов работы и тех трудностей, которые возникли при выполнении задания. Существенным моментом являются ответы обучающегося на вопрос, чем он занимался и чему он научился.

Заключение

Проект полностью реализован (цель достигнута, задачи выполнены). Получены положительные результаты по данным диагностических и мониторинговых исследований (см. в Приложении). Занятия вызывают большой интерес у ребят, принимающих участие в проекте и положительные отзывы родителей. С 13 января 2014 года данный проект переводится в штатный режим. Занятия по программе будут проводится с учащимися 1-4 классов специального/коррекционного/ обучения школы, имеющими трудности в обучении.

Данный проект рекомендован к ежегодному использованию в 1-4 специальных /коррекционных/ классах школы.


Содержательные материалы
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 69 человек

Проблемы на сайте?
Сообщите нам!
 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
10-я линия, д. 59, офис 124, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (905) 204-22-10, (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su