«Инновационные технологии подготовки педагогов – организаторов летнего лагеря» (монография)
Актуальность написания монографии
В традиции российского образования создавать ребенку социальную ситуацию развития, среду общения, поле деятельности. Наиболее благоприятная ситуация для этого предоставляются в период летних каникул, когда увеличиваются возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. На основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций.
В «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования» изложены основные задачи учреждения по обеспечению необходимых условий для личностного развития и роста ребенка, укрепления его физического и психического здоровья:
- адаптация их к жизни в обществе;
- фoрмирование общей культуры;
- организация содержательного досуга.
В настоящее время от педагога требуется все более высокий уровень профессионализма в работе с детьми, умение организовать общение, выстроить отношения с каждым ребенком таким образом, чтобы способствовать его духовному развитию и воспитанию.
Педагог, работающий в качестве организатора детского коллектива, находится в постоянном поиске творческого наполнения всей организации его жизни и деятельности.
Для того чтобы досуг был более насыщенным и ярким, педагоги и организаторы в детских оздоровительных лагерях, постоянно работают над созданием новых программ смен и форм организации досуга, т.е. прибегают к использованию инновационной деятельности и инновационных технологий подготовки педагогов – организаторов летнего лагеря.
Инновационная деятельность в детском оздоровительном лагере возможна если:
- профессиональная деятельность педагога имеет ярко выраженный творческий характер;
- детский оздоровительный лагерь имеет достаточную материальную базу для осуществления инновационной деятельности;
- руководство учреждения заинтересовано в создании и реализации инновационных проектов и поддерживает педагога.
Позиция инновационного подхода предлагает реализацию активных форм познавательной деятельности (коллективные, игровые), где имеются достаточно сложные виды работы такие, как поиск, наблюдение, конструирование, моделирование, проектирование и др.
Цели написания монографии:
- разработать инновационные технологии подготовки педагогов – организаторов летнего лагеря;
- создать профилактические программы, целью которых является стимулирование личностного ресурса личности, раскрытие потенциальных возможностей, развитие самосознания, навыков саморегуляции.
Содержание работы
Эффективность процесса оздоровления и организации отдыха детей в летнее время зависит от слаженной работы педагогического состава, в числе которых педагоги-организаторы и воспитатели-вожатые. В условиях каникулярного отдыха возникают принципиально новые виды совместной (коллективной) и индивидуальной творческой деятельности между педагогами – организаторами и детьми в отрядах. Позиция творческого подхода предлагает реализацию активных форм детских объединений, таких как «творческие мастерские», «конструкторское бюро» и др., где имеются достаточно сложные виды работы такие, как поиск, наблюдение, конструирование, моделирование, проектирование и др.
В настоящем исследовании введены и определены новые операциональные понятия: инновационная деятельность в детском оздоровительном лагере, инновационные технологии подготовки педагогов – организаторов летнего лагеря.
В данной монографии приводятся примеры эмпирического исследования инновационной технологии подготовки педагогов – организаторов летнего лагеря.
Предлагаемая система подготовки и профилактики педагогов – организаторов в современных условиях «Вожатый нового формата» способствует формированию, развитию и стимулированию личностного ресурса личности педагога, раскрытию потенциальных возможностей и самосознания и навыков саморегуляции.
В завершении работы дается диагностический инструментарий, основанный на трех измерительных шкалах: самодостаточность, субъективная семантика и саморегуляция.
Монография состоит из введения, семи глав, заключения и приложений.
Результаты исследования целесообразно использовать в теоретической и практической работе по подготовки педагогов – организаторов в современных условиях.