Номинация «Проект года в психологической науке» по итогам 2013 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Инновационные технологии подготовки педагогов – организаторов летнего лагеря» (монография)

Авторы:

  • Качалова Алевтина Васильевна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии социально-психологического факультета, Армавирский государственный педагогический университет (Армавир)

  • Твелова Ирина Александровна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Армавирская государственная педагогическая академия (Армавир)

Актуальность написания монографии

В традиции российского образования создавать ребенку социальную ситуацию развития, среду общения, поле деятельности. Наиболее благоприятная ситуация  для этого предоставляются в период летних каникул, когда увеличиваются возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. На основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций.

В «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования» изложены основные задачи учреждения по обеспечению необходимых условий для личностного развития и роста ребенка, укрепления его физического и психического здоровья:

  • адаптация их к жизни в обществе;
  • фoрмирование общей культуры;
  • организация содержательного досуга.

В настоящее время от педагога требуется все более высокий уровень профессионализма в работе с детьми, умение организовать общение, выстроить отношения с каждым ребенком таким образом, чтобы способствовать его духовному развитию и воспитанию.

Педагог, работающий в качестве организатора детского коллектива, находится в постоянном поиске творческого наполнения всей организации его жизни и деятельности.

Для того чтобы досуг был более насыщенным и ярким, педагоги и организаторы в детских оздоровительных лагерях, постоянно работают над созданием новых программ смен и форм организации досуга, т.е. прибегают к использованию инновационной деятельности и инновационных технологий подготовки педагогов – организаторов летнего лагеря.

Инновационная деятельность в детском оздоровительном лагере возможна если:

  • профессиональная деятельность педагога имеет ярко выраженный творческий характер;
  • детский оздоровительный лагерь имеет достаточную материальную базу для осуществления инновационной деятельности;
  • руководство учреждения заинтересовано в создании и реализации инновационных проектов и поддерживает педагога.

Позиция инновационного подхода предлагает реализацию активных форм познавательной деятельности (коллективные, игровые), где имеются достаточно сложные виды работы такие, как поиск, наблюдение, конструирование, моделирование, проектирование и др.

Цели написания монографии:

  • разработать инновационные технологии подготовки педагогов – организаторов летнего лагеря;
  • создать профилактические программы, целью которых является стимулирование личностного ресурса личности, раскрытие потенциальных возможностей, развитие самосознания, навыков саморегуляции.

Содержание работы

Эффективность процесса оздоровления и организации отдыха детей в летнее время зависит от слаженной работы педагогического состава, в числе которых педагоги-организаторы и воспитатели-вожатые. В условиях каникулярного отдыха возникают принципиально новые виды совместной (коллективной) и индивидуальной творческой деятельности между педагогами – организаторами и детьми в отрядах. Позиция творческого подхода предлагает реализацию активных форм детских объединений, таких как «творческие мастерские», «конструкторское бюро» и др., где имеются достаточно сложные виды работы такие, как поиск, наблюдение, конструирование, моделирование, проектирование и др.

В настоящем исследовании введены и определены новые операциональные понятия: инновационная деятельность в детском оздоровительном лагере, инновационные технологии подготовки педагогов – организаторов летнего лагеря.

В данной монографии приводятся примеры эмпирического исследования инновационной технологии подготовки педагогов – организаторов летнего лагеря.

Предлагаемая система подготовки и профилактики педагогов – организаторов в современных условиях «Вожатый нового формата» способствует формированию, развитию и стимулированию личностного ресурса личности педагога, раскрытию потенциальных возможностей и  самосознания и навыков саморегуляции.

В завершении работы дается диагностический инструментарий, основанный на трех измерительных шкалах: самодостаточность, субъективная семантика и саморегуляция.  

Монография состоит из введения, семи глав, заключения и приложений.

Результаты исследования целесообразно использовать в теоретической и практической работе по подготовки педагогов – организаторов в современных условиях.

Содержательные материалы

Рекомендации (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Проект года в психологической науке» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе